Эта разновидность испытания, почему то приравниваемого так же к пытке, рассматривалась как лёгкая, и признания, полученные таким образом способом, суд принимал как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.
Использование весов в судах инквизиции было вызвано убеждением, что ученики Сатаны весят меньше, чем они должны, судя по их физическому облику. Взвешивание подозреваемых получило широкое распространение во всей Европе, особенно в Бельгии и Нидерландах.
Человека взвешивали следующим образом: подозреваемого в колдовстве раздевали догола и проверяли, не прикрепил ли он что-то на своё тело, чтобы быть тяжелее. Затем по специальной таблице смотрели, соответствует ли вес человека его телосложению. Если при сравнении выяснялось, что человек весит слишком мало, то к нему начинали применять пытки, пока жертва не признается во всех преступлениях, которые он совершил в сговоре с дьяволом. Разумеется, результаты взвешивания можно было истолковать по-разному. Следователь сам решал, соответствует ли вес подозреваемого его телосложению, или нужно начинать судебный процесс.
|
 |
Иногда, если инквизиторы хотели помочь „подозреваемому”, таблицу не использовали, а на другую чашу весов помещали Библию. Разумеется, сложно найти человека, который весит меньше, чем Библия.
В XVIII веке в Удватере (Oudewater - Голландия) существовал специальный суд для проверки веса подозреваемых в колдовстве людей. Многие стройные люди охотно здесь проходили процедуру взвешивания. Если результаты взвешивания были негативными, то бывшему подозреваемому выдавалась соответствующая справка, и никто больше не имел права обвинять его в колдовстве. Суд взимал с каждого взвешиваемого 4 флорина и 10 грошей. Свой вес хотели проверить многие люди, и суд едва справлялся с работой, так что вскоре цена выросла до 6 флоринов. Слухи о суде Удватера распространились и в других католических областях, и люди приходили оттуда, чтобы проверить свой вес, надеясь благодаря этому получить документ, который защитит их от беспочвенных обвинений.
|
Будучи Амстердаме один из моих знакомых отметил любопытную вещь. Среди разных достопримечательностей экскурсовод обратила внимание на одно из старейших сохранившихся зданий на площади Nieuwmarkt (Новый Рынок): De Waag (Весовая). Здание было построено в 1488 г. как городские ворота, а с 17 века оно использовалось как городские весы для сбора пошлины на ввозимые товары. Сейчас в это здании находится ресторан. По словам экскурсовода Светланы в 17 веке эти весы использовались инквизиторами для взвешивания женщин, обвиняемых в колдовстве. Если она весит меньше определённого веса — то это говорило о том, что она является ведьмой.
Почему вес говорит о том, что женщина является ведьмой? Оказывается инквизиция и судьи исходили из того, что лёгкая женщина в состоянии летать на метле, а тяжёлая — нет. Метод «испытание водой», по моему, базировался на аналогичном умозаключении. Подозреваемой женщине привязывали правую руку к левой ступне, а левую руку к правой ступне так, чтобы она не могла пошевелиться и бросали в реку или близлежащий водоём. Если подозреваемая всплывала, то она была однозначно ведьма, если она тонула, то её вытаскивали за верёвку на берег и она считалась оправданой. В детстве мы иногда прыгали в речку «поплавком»: прижав согнутые ноги к груди (сегодня я бы сказал «свернувшись калачиком». При этом все знали, что ты обязательно всплывёшь на поверхность воды и будешь качаться на поверхности воды как поплавок. По другим сведениям считалось, что святая вода не принимает тела людей, связанных с дьяволом или что дьявол делает тело ведьмы лёгким, чтобы она не могла утонуть. Но вернёмся назад к «ведьминым весам». Какой же вес говорил о том, что человек является ведьмой или колдуном? В различных источниках называются 48-50 кг, но часто говорится о том, что в различных регионах Европы могли быть установлены другие веса.
|
 |
Слева на иллюстрации из "специализированной" книги Срденевековья своего рода теоретическое обоснование легкого веса ведьмы - надо было летать на метле. |
Hexenflug der "Vaudoises" (hier Hexen, ursprünglich Waldenser) auf dem Besen, Miniatur in einer Handschrift von Martin Le France, Le champion des dames, 1451W. Quelle:Schild. Die Maleficia der Hexenleut', 1997, S. 97 |
Но и на фоне этой массовой истерии порой отмечались разительные исключения. Поучительная история произошла в 1555 году в Нидерландах.
В небольшом городке Полсбрук проходил судебный процесс над юной красивой девушкой, обвиняемой в колдовстве. Несмотря на обличающие показания свидетелей, молодая «ведьма» держалась стойко, и тогда судья, рассчитывая получить решающую улику, распорядился взвесить её.
|
 |
Пронырливый весовщик объявил, что вес девушки составляет всего шесть фунтов. Но «колдунья» и под пыткой продолжала упорствовать, заявив, что весы, очевидно, неправильные.
На этом процессе присутствовал император «Священной Римской империи» Карл V.
|
Раздевание перед взвешиванием.
Французская гравюра конца XIX века
|
 |
Тронутый красотой, а, главным образом, силой духа обвиняемой, монарх приказал провести повторное взвешивание, но на других весах, в соседнем городке Аудватер.
Тамошний весовщик оказался не только честным, но и мужественным человеком и не побоялся объявить, что вес девушки соответствует норме.
После этого Карл, удовлетворённый исходом испытания, даровал Аудватеру особую привилегию, смысл которой заключался в том, что главные весы этого городка были признаны эталонными для всей округи!
|
Французская гравюра конца XIX века, изображающая "ритуал взвешивания в Аудеватере" |
|
Возможно, это лишь легенда, но обстоятельства сложились так, что в скором времени слава о правильных аудватерских весах широко распространилась не только по всем Нидерландам, но и в германских княжествах, где охота на ведьм проводилась с особой свирепостью.
В 1556 году Карл V вынужден был отречься от короны, и на престол взошёл его сын Филипп II - испанский король, фанатичный поборник инквизиции, сторонник массовых репрессий в отношении еретиков и, конечно же, ведьм.
Полагая, что зависимые от него Нидерланды вносят в королевскую казну слишком мало налогов, Филипп направил туда войска во главе с герцогом Альбой, жестокость которого вошла в поговорку.
|
 |
При Альбе костры инквизиции вспыхнули с новой силой, осуждению нередко подвергались даже судьи, выносившие, по мнению герцога, мягкие приговоры.
«Топор палача и костёр инквизиции - вот единственно надёжные средства управления «недосожжёнными еретиками», - любил повторять этот испанский гранд.
Число казнённых по его воле исчислялось тысячами. Тогда-то многие состоятельные люди, в надежде заранее обзавестись своеобразной страховкой, устремились в Аудватер, чтобы взвеситься на знаменитых весах и получить сертификат о своём «правильном» весе.
|
В свою очередь, городские власти Аудватера, видя столь массовый наплыв паломников, поставили этот процесс на поток, превратив его в прибыльный бизнес. Процедура взвешивания была расписана до мелочей.
Сначала испытуемых тщательно обыскивали, дабы удостовериться, что те не прячут под одеждой тяжёлых предметов. Само взвешивание происходило в Доме весов в присутствии секретаря городской управы, присяжных, весовщика, а также многочисленных зрителей.
Затем составлялся особый сертификат, в котором подпись ответственных лиц скреплялась городской печатью. Этот документ бургомистр торжественно вручал заявителю в ратуше. За каждое удостоверение взималась плата - шесть гульденов, сумма по тем временам весьма значительная. Важно отметить, что в сертификате даже намёком не упоминалось о колдовстве. Речь шла только о том, что взвешивание проводилось по просьбе означенного лица, которое, дескать, может распорядиться сертификатом по своему усмотрению.
При этом к самому акту взвешивания все его участники относились с исключительной серьёзностью. Многие из испытуемых волновались так, что падали в обморок, не успев взойти на весы. Случалось и такое, что иной заявитель, уже внёсший плату, внезапно исчезал из города, как бы страшась предстоящего испытания.
Но те, кто получал заветный документ, обретал и вместе с ним и уверенность: ведь такой сертификат освобождал, пускай и формально, его владельца от подозрений в общении с дьяволом. Имена всех лиц, взвесившихся на городских весах, вносились в особые протоколы, которые сохранились в архивах Аудватера до наших дней.
Паломничество в Дом весов небольшого городка продолжалось вплоть до второй половины XVIII века, когда «охота на ведьм» пошла на спад. Но взвешивания подобного рода продолжались и позднее, например, в случаях, когда той или иной персоне требовалось опровергнуть слухи о своей причастности к колдовству и сплетни, распускаемые злыми языками.
|
 |
Историк Махтельд Левенштейн считает аудеваторские Сертификаты любопытным свидетельством зарождения гражданского права в Нидерландах.
В конце XVI века ученые-юристы из только что созданного Нового Университета в Лейдене впервые оспорили законность преследования ведьм с точки зрения гражданского, а не религиозного права.
"Профессора из Лейдена не отрицали существование ведьм, но утверждали, что найти убедительные доказательства сделки с дьяволом невозможно. А раз нет доказательств, значит не может быть и суда! - поясняет Левенштейн. - Голландия была единственной европейской страной, где охоту на ведьм начали рассматривать в контексте гражданской юриспруденции. |
Ведьмины весы
"Музей ведьм" в Freiburg im Breisgau, Германия
|
Лейденские юристы утверждали, что жертва имеет право на справедливый суд. В этом контексе сертификат из Аудеватера можно рассматривать как свидетельство здравомыслия и прогрессивности местных жителей". |
Комментариев 0