Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

Женщины-гладиаторы (gladiatrix, множ. gladiatrices) — бойцы женского пола, сражавшиеся в Древнем Риме на аренах друг с другом и с дикими животными, подобно своим «коллегам»-мужчинам.

 

Неизвестно, когда точно зародилось это явление, но наибольшего расцвета, если верить дошедшим литературным источникам, оно достигало в периоды правления императоров Нерона (54—68 годы н. э.) и Домициана (81—96 годы н. э.).

 

Женские гладиаторские бои, в отличие от мужских, не так хорошо изучены историками, однако их существование можно считать установленным фактом (Steven Murray. Female Gladiators of the Ancient Roman World. Journal of Combative Sport (июнь 2003).

 

Римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. Впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при Нероне. Нерон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. Постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери Цезаря Юлии. Существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. Во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… А тайны как известно, принято не разглашать.

 

Среди дошедших до нас свидетельств о существовании женщин-гладиаторов можно выделить юридические источники (памятники законодательства), литературные источники (произведения античных авторов-современников) и артефакты, обнаруженные при раскопках.

 

Юридические источники

 

Относительно женщин-гладиаторов в Древнем Риме было принято несколько законодательных актов.

 

Так, в 11 году н. э. издан senatus consulta (сенатус консульт), запретивший свободнорождённым женщинам до двадцати лет и таким же мужчинам до двадцати пяти лет появляться на сцене или на арене, что признавалось "infamia". 

(Инфамия. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.)

 

В 19 году н. э. принят новый senatus consulta, которым были установлены дополнительные, к объявлению infamia, наказания для каждого мужчины или женщины из сословий сенаторов или всадников, которые будут участвовать в представлениях на сцене или сражениях на арене; также этим законом (нанесённым на бронзовую таблицу, впоследствии известную как Tabula Larinas - Carla Ricci. GLADIATORI E ATTORI NELLA ROMA GIULIO-CLAUDIA. Studi sul Senatoconsulto di Larino) запрещалось вербовать в гладиаторы не достигших двадцатилетнего возраста дочерей, внучек и правнучек сенаторов и всадников (Steven Murray. Female Gladiators of the Ancient Roman World. Journal of Combative Sport (July 2003).

 

В 200 году н. э. декретом императора Септимия Севера участие женщин в гладиаторских боях было полностью запрещено (там же).
Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

Достаточно много упоминаний о женщинах-гладиаторах в литературе.

 

Так, в «Сатириконе» Петрония рассказывается о некоем Тите, у которого «есть несколько парней, и женщина-эсседария, и Гликонов казначей…» (ХLV - Петроний Арбитр. Сатирикон). Эсседарий — это особый тип гладиатора, вооружённый луком и стоящий на колеснице (essedarius - от латинского названия конной колесницы кельтов - esseda - впервые упомянутой Цезарем / Caesar - Gallic War, IV.33).

Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

Во многом этот вид гладиаторов связывали с легендарной королевой бриттов Боудикки (Боудика, кельт. Boudic(c)a, неточная римская передача Боадицея, латин. Boadicea, ум. 61 г.) По римским историкам, Боудикка сражалась на колеснице. Тацит пишет, что Боудикка управляла своими войсками с колесницы, обратившись перед битвой к своим людям с речью, в которой просила считать себя не благородной королевой, которая мстит за потерянное королевство, а обычной женщиной, мстящей за отнятую свободу, за свое избитое плетьми тело, за поруганное целомудрие дочерей. Боги были на их стороне, один легион, решившийся противостоять им, они уже разбили, разобьют и другие. Она, женщина, скорее готова была умереть, чем жить рабыней, и к тому же призывала своих людей (Публий Корнелий Тацит. Анналы. Книга XIV).

 

По другим данным эсседарий — тип гладиатора принесенный в Рим Юлием Цезарем. Такой гладиатор (обычно с луком и стрелами) стоял на колеснице, стреляя в противника из лука. Чаще всего эсседарий сметал противника с ног конями, а потом добивал. По некоторым авторам, если у эсседария заканчивались стрелы, он был обязан выхватить орудие ближнего боя (чаще всего топор) и спешиться. Хотя есть и упоминания, что эсседарии врывались на колеснице в строй противника, рубя топором сверху по головам по обе стороны. У эсседариев броня в большинстве случаев закрывала часть его тела, а погонщик коней имел право одеться как ему захочется.  

 

Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

Статуя Боудикки

у Westminster Pier, Лондон

Thomas Thornycroft, 1905.

Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

 

 

 

 

 

 

Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

 

 

 

 

 

 

Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

 

 

 

 

 

 

Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

Еще при Нероне (54–68 гг.), который «заставил сражаться даже 400 сенаторов и 600 всадников, многих — с нетронутым состоянием и незапятнанным именем» (Корнелий Тацит. Анналы. Книга XV), в цирке устраивались кровавые бои женщин-гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, как пишет об этом Тацит в своих «Анналах», что считалось особенно позорным.

 

«Анналы» Тацита повествуют о событиях 63—64 годов н. э. так: «Этот год также отмечен устройством гладиаторских игр, не уступавших в великолепии предыдущим; но при этом ещё большее число знатных женщин и сенаторов запятнало себя выходом на арену» (15.32.3 - Корнелий Тацит. Анналы. Книга XV).

 

На девятом году правления Нерона эти омерзительные женские поединки приняли прямо-таки возмутительные масштабы. В честь армянского правителя Тиридата, посетившего Италию, в 66 г. в Путеолах (Поццуоли) были устроены даже одновременно выступления африканских гладиаторов обоего пола.

Дион Кассий в одной из книг «Римской истории» (62.17.3) сообщает о празднике, устроенном императором Нероном в честь его матери. На этом празднике мужчины и женщины участвовали не только в конных состязаниях, но и выступали, с разрешения Сената, в оркестрах, цирке, а также участвовали в травле животных и гладиаторских боях (некоторые — охотно, некоторые — против своей воли - Cassius Dio. Roman History. Epitome of Book LXII);  позже он описал гладиаторское сражение с участием эфиопок, которое устроил Нерон в 66г. н.э. ; в другой книге «Римской истории» Кассий говорит об устроенном в период правления Тита грандиозном сражении с участием гладиаторов и животных, в котором принимали участие и женщины, не занимавшие особого положения в обществе, — как в группах, так и сами по себе.  (66.25.1.2 - Cassius Dio. Roman History. Epitome of Book LXVI). Марциал также писал о женщинах-венаторах (гладиаторы, сражающиеся с дикими животными).

 

Светоний, приводя в «Жизни двенадцати цезарей» в жизнеописании императора Домициана (81–96 гг.), сообщает среди прочего: «Зрелища он устраивал постоянно, роскошные и великолепные, и не только в амфитеатре, но и в цирке. Здесь кроме обычных состязаний колесниц четверкой и парой он представил два сражения, пешее и конное, а в амфитеатре еще и морское. Травли и гладиаторские бои показывал он даже ночью при факелах, и участвовали в них не только мужчины, но и женщины. Иногда стравливал женщин с карликами и друг с другом".» (8.4.1 - Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Книга восьмая. Домициан). На одном из праздников в декабре он выставил даже женщин против карликов. Нужны были все новые мерзости для того, чтобы щекотать притупившиеся нервы зрителей, бедных или богатых, благородного или низкого происхождения.

 

Надо сказать, что большинство римских авторов относились к выступлениям женщин на арены, особенно из благородного сосоловия, мягко говоря, без однобрения.

 

Так: Поэт Ювенал (ок. 60-140 гг. н. э.), описывая в своих сатирах испорченные нравы Рима, с насмешкой вопрошал (Ювенал. Сатиры. Книга II. Сатира шестая):

Кто не видал эндромид
  • тирийских, не знает церомы,[**]
    Кто на мишени следов не видал от женских ударов?
    Колет ее непрерывно ударами, щит подставляя,
    Все выполняя приемы борьбы, — и кто же? — матрона!
    Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;
    Вместо того не стремится ль она к настоящей арене?
    Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,
    Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной
    Стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.
    Вот тебе будет почет, как затеет жена распродажу:
    Перевязь там, султан, наручник, полупоножи
    С левой ноги; что за счастье, когда молодая супруга
    Свой наколенник продаст, затевая другие сраженья!
    Этим же женщинам жарко бывает и в тонкой накидке.
    Нежность их жжет и тонкий платок из шелковой ткани.
    Видишь, с каким она треском наносит мишени удары,
    Шлем тяжелый какой ее гнет, как тверды колени,
    Видишь плотность коры у нее на коленных повязках.
    Смейся тому, как, оружье сложив, она кубок хватает.
    Лепида внучки, Метелла слепого иль Фабия Гурга!
    Разве какая жена гладиатора так наряжалась?
    Разве Азила жена надрывалась вот так у мишени?

  •  

    *   Эндромида — греческий плащ из шерстяной ворсистой ткани.

    **  Церома — мазь из воска, которой натирались борцы, чтобы сделать тело скользким.

     

    Ну и как резюме совсем уничижительно:


    Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
    Видели Вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
    Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?

     

    В «Книге Зрелищ» Марциала (Марк Валерий Марциал - около 40—104 гг. / Эпиграммы) содержится и такая эпиграмма (6b):

    О поражении льва в обширной долине Немеи,
    О Геркулесовом встарь подвиге пела молва.
    Пусть замолчит стародавняя быль: такое же чудо,
    Цезарь, ты дал совершить ныне и женской руке

     

    Стаций в «Сильвах» (1.6.51-55) говоря о гладиаторских боях при императоре Домициане, в которых участвовали "мавры, женщины и пигмеи", негодует: «Среди этих кликов и небывалых забав слабый и неприспособленный к оружию пол позорит себя, давая сражения, созданные для мужчин, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок» [К 2] (PVBLIVS PAPINIVS STATIVS. SILVAE).

     

    Помимо письменных источников, существуют археологические данные, неопровержимо доказывающие существование в Древнем Риме женщин-гладиаторов. Вот наиболее известные четыре находки.

     

    - Надпись на дощечке, найденной в порту Остии (ок. 32 км от Рима), посвящённая местному магистрату по имени Гостилиан (Hostilianus), которую можно прочитать так: «Гостилиан был первым, при котором город открыл для себя женские бои» (в оригинале: QUI PRIMUS OM[NI]UM AB URBE CONDITA LUDUS CUM [--] OR ET MULIERES [A]D FERRUM DEDIT). Надпись говорит о том, что местный магистрат "впервые с момента основания города организовал женские бои". Надпись датируется третьим столетием н.э. что свидетельствует о том, что женские гладиаторские бои не прекратились и после запрета императора Севера в 200 г. н.э. Кстати, в надписи используется слово "mulieres" (женщины низкого происхождения), а не "feminae" (дамы, леди) в отношении гладиаторш ((Steven Murray. Female Gladiators of the Ancient Roman World. Journal of Combative Sport (июнь 2003).).

     

    - Керамический осколок сосуда найден в Лейстере, (Англия). В Ланкастере был обнаружен осколок красной керамики с дырочкой (возможно, часть какого-то украшения), содержащий латинскую надпись VERECVNDA LVDIA LVCIUS GLADIATOR, один из возможных переводов которой указывает, что данный предмет принадлежал женщине-гладиатору (другой вариант перевода — танцовщице) по имени Верекунда. Возможно, что Верекунда - женщина-гладиатор, возможно сражавшаяся в том же отряде, что и Люсий.

     

    -  Резной мраморный барельеф из Галикарнасса (совр. Бодрум, Турция), изображающий двух женщин-гладиаторов, датируется археологами первым или вторым столетием нашей эры. Барельеф, находящийся теперь в Британском музее - один из замых убедительных доказательств существования женщин-гладиаторов.

     

    Две женщины одеты и вооружены аналогично гладиаторам-мужчинам (в частности, секуторам). Гладиаторши тяжело вооружены, каждая носит матерчатый пояс (subligaculum), наголенники анд протекторы рук (manica), прикрывающие руки, держащие меч от запястья до плеча. Каждая вооружена мечом и щитом, обе дерутся с открытой головой и грудью.

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы 

    Имена гладиаторш выгравированы по-гречески, под их изображениями указаны, подтверждая еще раз, что это женщины - Амазония и Ахиллия. Надпись вверху по-латински означает "missae sunt", что значит, что гладиаторши (или одна из них) получили почетное освобождение от дальнейшей борьбы или "пощаду" (missio). Это освобождение, впрочем не означает свободу от службы гладиаторами.

     

    Этот барельеф является памятником двум доблестным женщинам-гладиаторам. Он запечатлел сражение двух женщин, которое стоило того, чтобы о нем помнить - оно воспринималось настолько серьезно, что люди не пожалели труда и дорогого материала, чтобы запечатлеть его на века.

      

    Ахилия и Амазония.

    Барельеф из Галикарнасса.

    Британский музей, Лондон

     
     
     Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы - Известна фреска из Помпеи, где две женщины дерутся с хищником, предположительно тигром. Это могли быть и гладиатрикс и просто приговоренные к смерти, которым обычно давали некое оружие, чтобы затянуть развязку.

    Женщины сражаются со зверем

    Римская фреска.
    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Альфонсо Манас из Гранадского университета (Испания) в 2012 году обнаружил в Музее искусств и ремёсел Гамбурга (ФРГ) небольшую бронзовую статую, подозрительно похожую на изображение женщины-гладиатора. Если он прав, это лишь второе подобное произведение, известное науке.

    То, что это представительница прекрасного пола, сомнений нет, ибо из одежды на ней лишь набедренная повязка и повязка на левом колене. Её длинные волосы аккуратно уложены. В поднятой левой руке она держит какой-то предмет. Г-н Манас полагает, что это сика — короткий изогнутый фракийский меч. Этот жест он трактует как салют в честь собственной победы. Женщина смотрит вниз — вероятно, на поверженного противника. Статуэтка кажется исследователю чрезвычайно реалистичной: быть может, фигурка изображает реального человека. Где и как её нашли, неизвестно. Редкость подобных изваяний, скорее всего, связана с тем, что женщин-гладиаторов в Древнем Риме было мало. В 200 году император Септимий Север запретил им принимать участие в играх, и в письменных источниках сохранились упоминания в лучшем случае о десятке гладиаторов прекрасного пола. Другое изображение представляет собой рельеф из Галикарнаса (ныне в Британском музее), на котором сражаются две женщины. Появлялись сообщения об обнаружении могил женщин-гладиаторов, но они не нашли поддержки у научного сообщества. Специалисты, изучавшие фигурку из Гамбурга, пришли к выводу, что это спортсменка, а в руке у неё стригиль — серповидный скребок, которым в античности было принято очищать себя от пота и грязи, предварительно намазавшись маслом (мыла-то не было).

     

    Г-н Манас с этим категорически не согласен. Что за странная манера очищать тело, высоко подняв стригиль над головой и глядя в землю? В то же время поднятый меч — обычная поза победившего гладиатора. Кроме того, спортсменки в римском мире не выступали топлес. В крайнем случае обнажалась только одна грудь. Напротив, ню изображались рабыни и женщины с низким социальным статусом (а гладиаторы были рабами). Повязка на колене — тоже отличительный признак гладиатора. Специалист по женщинам-гладиаторам Анна Маккалоу из Университета штата Огайо (США) осторожно соглашается с коллегой: действительно, больше похоже на гладиатора, чем на спортсменку. Правда, непонятно, почему «гладиаторша» изображена без шлема, поножей и других доспехов. Г-н Манас полагает, что скульптор намеренно лишил свою героиню защиты, дабы подчеркнуть её женственность и красивую причёску, а щит она держала в отколовшейся правой руке. «Нет сомнений, что появление полуобнажённых женщин на арене оказывало эротическое воздействие на зрителей, — продолжает фантазировать горячий испанец. — В таком военизированном обществе, как римское, где оружие было чрезвычайно популярным, но считалось исключительно мужским атрибутом, вид женщин в роли, радикально отличающейся от привычной, и к тому же с открытым телом должен был стимулировать воображение и либидо зрителей».

     

    Г-жа Маккалоу считает, что это уже слишком: «В дошедших до нас текстах женщины-гладиаторы никогда не встречаются в эротическом контексте». Авторы этих литературных памятников просто отмечают, что женщины тоже сражались на арене, сражались жестоко, и зрителям это нравилось. Если здесь и есть какой-то сексуальный подтекст, то только связанный с низким социальным статусом гладиатора, полагает г-жа Маккалоу. Рабыни воспринимались как доступные женщины — особенно их хозяевами. Результаты исследования опубликованы в издании International Journal of the History of Sport.

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    - В 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «Найдены останки женщины – гладиатора!». Останки молодой женщины, которая была кремирована и похоронена в древнеримские времена вместе с богатыми украшениями, найдены в Лондоне на Доувер стрит. Предметы, находившиеся в могиле (в частности, две масляные лампы, на одной из которых имеется изображение павшего гладиатора, на другой — египетского бога Анубиса, ассоциировавшегося с римским богом Меркурием; последний же, в свою очередь, считался в том числе проводником человеческих душ в царство мёртвых, в силу чего его культ был тесно связан с состязаниями гладиаторов), могут свидетельствать о том, что эта женщина сражалась на арене. Эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода.

    Павший гладиатор.

    Масляная лампа из захоронения в Лондоне

    Если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. Изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с достоверностью в 70%, что найденные останки принадлежат женщине. Проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду. Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным.

     

    - Лусиана Джакобелли в монографии "Гладиаторы в Помпеях" рассказывает о том, что при раскопках в казарме гладиаторов в Помпеях были найдены женские останки с дорогими украшениями. Женщина могла быть либо почитательницей гладиаторов, посетившей своих любимцев, либо сама была гладиаторшей (богатые зрители щедро одаривали любимцев-гладиаторов, поэтому многие из гладиаторов владели некоторым богатством.) (Heather Pringle, Julian Broad. Gladiatrix. Discover Magazine (декабрь, 01, 2001)

     

    - В надписи, найденной в одной из римских школ гладиаторов, упомянута некая Валерия Иукунда (Valeria Iucunda), судя по всему, ученица данной школы, прожившая 17 лет и 9 месяцев (там же).

     

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Многие гладиаторши были пленницами с севера - это были воинственные женщины мощного телосложения, вроде тех, кого описал Тацит в книге Германия. Домициан также организовывал представления с гладиаторшами. Римский историк Светоний неодобрительно отмечает, что "он выпускал на арену диких чудовищ, устраивал гладиаторские представления по ночам при свете факелов, причем сражались не только мужчины, но и женщины". Некоторые полагают также, что Домициан, который соперничал с Нероном в эксцентричности и жестокости, как-то поразил толпу упорным поединком женщины с карликом.

     

    Римляне, любившие жестокие зрелища, первыми осознали, что женский пол обладает великим состязательным духом и яростью, которые могут рождать великолепные (по их представлениям) зрелища. Древние римляне обожали гладиаторские бои, а женщинам-гладиаторам была присуща особая привлекательность для болельщиков, они сражались даже более свирепо, чем мужчины и умирали не менее мужественно, чем они. Женщины на арене были редкостью, поэтому каждое их появление обставлялось с помпой как особо изысканное зрелище. Гладиаторши расценивались как "острые блюда". Участие прекрасного пола привнесло в силовой мужской бой свежую струю: гибкая, молниеносно жалящая оружием женщина была достойным противником даже хищному зверю. Кроме того, она билась так же свирепо и умирала с достоинством, как и мужчина.

     

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Стравливание карликов с женщинами - это запредельное проявление болезненной чувственности, шокирующее сочетание традиционной в римском обществе материнской сущности женщины со слепым преклонением римлян перед воинским духом и геройской смертью. Такие представления характеризуют крайности Домициана, его "летальное чувство юмора", сопровождаемое ненасытной жаждой новизны. Эти крайности отражали тенденции в римских массах. Чтобы удовлетворить свои амбиции, Домициан, знакомый с этими ненормальными страстями римлян, старался щекотать нервы толпы.

     

    В "Сатириконе" Петрония упоминается женщина-эсседарий (боец на колеснице), которая готовится биться с карликами: "…уже готовы карлики и женщина-боец на колеснице". Как и в современных спортивных соревнованиях, наиболее популярные состязания римляне оставляли "на закуску". Тот факт, что женские состязания проводили поздно, свидетельствует о том, что они считались одними из главных событий фестиваля.

     

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторыТаким образом, античные источники и материальные доказательства свидетельствуют о том, что женщины участвовали в древнеримских гладиаторских боях. Тот факт, что имеются многочисленные "рутинные" упоминания гладиаторш, свидетельствует о том, что женские гладиаторские бои были более широко распространены, чем можно себе представить на основании прямых исторических доказательств. Давайте представим как могли выглядеть эти гладиаторши. Если женщины были гладиаторами, одевались и сражались, подобно мужчинам (о чем свидетельствует барельеф из Галикарнасса), то и правила поединков и условия их проведения должны были быть аналогичными мужским.

     
    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы В отношении одежды - поскольку женщины часто выступали или лучницами на колеснице, а это подчеркивало красоту тела или ретиариями с трезубцем и сетью, то одежда могла быть достаточно легкой. Другое дело, что с точки зрения безопасности та же лучница, мы говорим о боевых гладиатрикс, а не актрисах, о чем будет позднее, она была должна носить щиток на левой руке, защиту для правой груди и перчатку на правой руке.

    Если женщины сражались на арене подобно мужчинам, то их образ жизни должен был быть аналогичен образу жизни их коллег-мужчин вне арены. Это во многом противоречило принятым в те времена социальным нормам.

     

    Хотя большинство гладиаторов в Римской Империи были рабами, некоторые добровольно становились гладиаторами (автократы. auctorati), принявшими клятву "быть обреченным, быть битым, умереть от меча" (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). По некоторым оценкам, к концу Республики примерно половина гладиаторов были добровольцами.

     

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Важным обстоятельством являлось то, что люди, принявшие "клятву гладиатора", теряли многие права свободных граждан – теперь право распоряжаться их жизнями переходило к новому хозяину. Причины по которым римские граждане становились гладиаторами, были разными: это освобождало от долгов; сражаясь на арене можно было добиться славы; не надо было думаь о хлебе насущном – "обут, одет, на всем готовом". Многие добровольцы даже зарабатывали на этом. Владельцы гладиаторских школ повышали цену за представление с участием гладиаторов, проявлявших больше энтузиазма. Сами гладиаторы, в свою очередь, получали повышенное жалованье. Даже рабы-гладиаторы могли владеть всем или частью вознаграждения за победу на арене. Бывшие гладиаторы, ставшие свободными, но пожелавшие вернуться на арену, получали щедрое вознаграждение. Например, император Тиберий предложил тысячу золотых монет бывшему гладиатору, если тот возвратится на арену. Кстати, женщины, появлявшиеся на аренах, не все были Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы рабынями или женщинами низкого социального статуса, желавшими подзаработать.

     

    В записках Тацита говорится о женщинах достаточно высокого социального уровня, которые принимали участие в гладиаторских играх, очевидно для "развлечения", а не ради денег, поскольку они принадлежали к богатому сословию.. "В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене".

     

    Поскольку количество женщин, "позорящих себя на аренах" стало слишком большим, власти стали вводить запреты, чтобы не допустить слишком широкого распространиения этого явления. В то время как толпа в римских аренах радовалась появлению гладиаторш, вносивших в это зрелище разнообразие, общество считало это неприемлемым.

     

    У гладиаторов в Риме был парадоксальный статус. С одной стороны, они являлись суперзвездами и знаменитостями, но при этом в глазах римского общества они были париями из париев и вызывали презрение. И, если знатный римлянин позорил себя участием в играх, то появление знатной римлянки на арене выходило за всякие рамки приличия.

     

    Как уже упоминалось, сатирик Ювенал высказывал отвращение к таким женщинам. Естественно, он использовал все сатирические краски, чтобы усилить это впечатление.

     

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Гладиаторы обычно жили в специализированных гладиаторских школах (людус). Такая школа управлялась менеджерами (ланиста). Гладиаторы каждой школы представляли собой труппу (фамилию) и изучали искусства гладиаторского боя с преподавателями – 'докторами' и 'магистрами', которые в большинстве случаев являлись бывшими гладиаторами. Правда, условия содержания гладиаторов часто не слишком отличались от тюремных. Так, казармы Нерона в Помпеях включали в себя кухню, темницу и 71 спальню без окон площадью около квадратного метра. Потолки там были настолько низки, что ученики могли в своей «комнате» лишь сидеть или лежать. Ежесуточно, за исключением дня боя, гладиаторы тренировались убивать. Новички закрепляли свои навыки с деревянными мечами на макете или соломенной фигуре, но иногда, крайне редко, их роль изображала живая мишень - из числа получивших взыскания. Оружие специально было утяжелено по сравнению с настоящим для того, чтобы в реальном бою меч или трезубец казался легче.

     

    А вот питание гладиаторов было хорошим и калорийным. Медики следили за диетой каждого отдельно взятого бойца и ухаживали за ранеными в тренировочных боях. Более того, в каждой школе работали массажисты, содержавшие тела гладиаторов на пике формы.

     

    Жизнь учениц-гладиаторш была очень тяжелой (возможно, тяжелее, чем у мужчин) - ученицы жили в приютах подобно обычным рабам. Женщины тренировались с тяжелыми цепями на щиколотках; с повязкой на глазах; с одной рукой, закрепленной за спиной; на коленях или сразу после часового безостановочного кругового бега по гаревой дорожке. Все это было частью стратегии, заключавшейся в том, чтобы в реальном бою бойцам было бы легче сражаться, и, когда дойдет до настоящего дела, они смогли бы действовать более проворно и эффективно.

     

    Тренировались обычно с деревянными мечами. (Со времен знаменитого восстания Спартака в 73 г. до н.э., гладиаторам было запрещено иметь металлическое оружие). Гладиаторы-добровольцы (автократы) не жили в гладиаторских школах, а брали уроки у частных тренеров или посещали специальный колледж (ювенум). Некоторые женщины тренировались у своих отцов-гладиаторов.

     

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Каждый гладиатор специализировался в основном в одном из нескольких видов гладиаторского боя, в каждом из которых использовалось свое оружие и амуниция: 'мурмилло'. 'траекс', 'ретиарий', 'хопломах'. Гладиаторы редко тренировались более, чем в одном виде боя. Как правило, гладиаторы выходили на арену довольно редко, обычно два-три раза в год (как и современные боксеры-профессионалы).

     

    Вопреки общепринятому мнению, гладиаторы обычно не сражались насмерть. На самом деле, на аренах довольно редко убивали гладиаторов. Объяснение этому простое - гладиаторы стоили дорого и выгоднее было получать за них плату со зрителей, чем платить за их погребение.

     

    Накануне поединков гладиаторы ужинали на публичных банкетах (цена либера), на которых просутствоваали местные жители. День гладиаторских боев начинался с парада, который служил предварительным возбудителем зрителей. Обычно события этого дня проходили по одной и той же схеме. Утром проходила охота на диких зверей (венатио), днем проводилась казнь приговоренных к смерти преступников (их обычно бросали на растерзание зверям); затем проводились бои гладиаторов - самые интересные события происходили после полудня, ну и совсем на десерт - гладиатрикс. По мнению ряда историков, женщины сражались чаще всего друг с другом. Поставить женщину против мужчины многими считалось проявлением нечестности. Женщины-гладиаторы выходили на арену в слегка видоизмененной версии вооружения мирмиллона. У них были большие щиты и короткие мечи, однако такой предмет защиты, как шлем, отсутствовал. Возможно, женщины дрались с непокрытой головой, чтобы зрители могли видеть, что перед ними действительно женщины. Иногда грудь была целомудренно задрапирована тканью, однако неизвестно, была ли это просто туника или некая форма стеганой накладки.

     

    Количество поединков зависело от количества участвующих пар гладиаторов. Обычно бои продолжались до конца дня, а каждый пединок в среднем длился около десяти-пятнадцати минут.

     

    Поединок представлял собой рукопашный бой с оружием, один-на-один. После того как один из бойцов обессиливал или был ранен, он бросал щит на землю и поднимал палец вверх (ад дигитум), сообщая о желании сдаться. В этом случае, судья обязан был вмешаться и прекратить бой, предоставив судьбу побежденного мумерарию (владельцу гладиаторов и продюсеру этого шоу). Решение, которое тот принимал, иногда зависело от мнения толпы зрителей - он мог дать побежденному пощаду (миссио) или даже пожаловать свободу одному или обоим бойцам. Но освобождение происходило нечасто, поскольку это стоило мумерарию больших убытков.

     

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторыМумерарий мог поднять большой палец (поллиц версо) вверх или направить его вниз - это означало решение судьбы побежденного. Толпа зрителей обычно тоже выражала свое мнение пальцем, которое иногда трудно было игнороровать. Палец, поднятый вверх, означал "миссио" (пощада), что позволяет гладиатору возвратиться в людус и готовиться к следующей схватке. Палец опущенный вниз означал, что победитель должен нанести завершающий смертельный удар (coup de grace). Дарование свободы представляло собой более сложный ритуал. Мунерарий выходил на арену и вручал счастливому гладиатору деревянный меч (рудис), что озанчало, что гладиатор больше не раб, а свободный человек.

     

    Как уже было сказано, поединки на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Древняя традиция гладиаторских боев привлекала и древнеримских женщин.

     

    Теперь легче представить римскую гладиаторшу. Поскольку сохранилось очень мало имен, выбор невелик. Выберем полулегендарную героиню (вроде Пентесилеи или Елены).

     

    На римских гладиаторских играх часто звучали мотивы классической греческой мифологии, в данном случае, имя (или псевдоним) Ахиллия/Ахиллея - видимо, комбинация имен Ахилл и Пенесилея - в память о их легендарном поединке.

     

    Итак, здесь начинается легенда. Беллона Ахиллия (Bellona Achillia) из Пергама (римская провинция Азия) была дочерью 'кастора' Пергама (провинциальный администратор). Годы ее жизни пришлись на правление императора марка Аврелия 'Мудрого', В 162 н.э., когда ее жизнь резко изменилась, ей было около 20 лет.

     


     

    Еще более легендарной и куда более мифологической является Герардеска Манутиус (Gerardesca Manutius), якобы убившая во время сражений около 200 противников.


    28-летняя идеально сложенная брюнетка со жгучим взглядом, беглая рабыня, она присоединилась к восстанию гладиатора Спартака в 74 году до нашей эры. Будучи проституткой в армии рабов, вскоре она выучилась драться и участвовала в боях с мужчинами на равных. После разгрома восставших в битве при Аукании (71 год н. э.), в которой Спартак был убит, Герардеску захватили в плен. Командующий римскими войсками Марк Лициний Красс приказал распять ее вместе с остальными захваченными беглыми рабами, но в последний момент, проезжая мимо нее, уже распятой, передумал и приказал снять бронзовокожую красавицу. Проведя с Герардеской ночь, Красс на следующий же день отправил ее в Капую для обучения гладиаторскому искусству.

    Тренировки лишь отточили мастерство гладиаторши, и спустя несколько недель она вышла на свой первый бой против Трасиана из Северной Греции. Бой длился всего пять минут - дравшаяся по пояс обнаженной Герардеска воспользовалась ошибкой соперника после ее обманного удара и поразила того в пах мечом. Так начался ее короткий и славный путь в Колизее.

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы В течение последующих 11 месяцев амазонка расправилась со всеми своими соперниками, включая самых сильных мужчин-гладиаторов (но количество боев откровенно неправдоподобно - якобы девушка убила двести мужчин; это все равно что женщина-боксер за год нокаутировала бы 200 мужчин), а погибла в схватке с двумя карликами - один из них зашел Герардеске за спину и вонзил трезубец ей в почки. Упав на землю и мучаясь от боли, гладиаторша подняла палец левой руки вверх, моля зрителей о помиловании, но толпа почти единодушно отозвалась взмахами рук с направленными вниз большими пальцами. Карлики одновременно вонзили трезубцы в грудь и живот недавней всеобщей любимицы, оборвав ее короткую, но блестящую карьеру. Как говорили древние римляне, sic transit gloria mundi - так проходит мирская слава.

    Реконструкция поединка гладиатрикс

    Blashfield, Edwin Howland, 1848-1936

    (иллюстрация большого объема!)

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Теперь немного о современной моде изображать гладиатрикс обнаженными. Действительно зрелище поединка двух раздетых красоток весьма эротично. И мимо такого не могли пройти римские устроители игр, другое дело, что такое крайне редко бывало в классическом боевом поединке, когда гладиатрикс одевали доспехи сходные с мужскими. Выпустить девушку обнаженной значило снизить ее шансы в бою, хотя асто при поединке женщин друг с другом их одевали намного легче чем мужчин.

     

    Но в римском театре зрителей развлекали не только смертельными поединками. В перерывах собравшихся веселили выступлениями актобатов, жонглеров, различными постановками, достаточно часто малоприличными.

     

    Вот современная реконстркция одного такого представления:

    На арену вывезли платформу, на котором находилось пышное ложе со столбами по краям. Здесь находились некая  дама и ее кавалер. Этот последний медленно раздевал женщину, осыпая ее ласками. Та не менее старательно изображала страсть, извиваясь под его руками.
     
    Трибуны бурно реагировали. Люди хохотали, топали ногами. Иные протискивались барьеру и что-то кричали актерам…
     
    И тут появились карлики. Маленькие черные фигурки с всклокоченными бородами крались к ложу, дико сверкая глазами, размахивая топорами и кривыми ножами.
     
    Трибуны застонали. Зрители повскакали, заорали, предупреждая любовников об опасности. Обнаженный мужчина спрыгнул с ложа и ринулся на врагов. Девушка, на которой сейчас уже ничего не было, последовала его примеру. Началась потасовка. Пока мужчина расправлялся с полдюжиной врагов, несколько других карликов атаковали женщину, норовя повалить ее на постель. Та отбивалась, кричала. Но все видели, что сопротивление ее слабеет. На кровать карабкались все новые черные фигурки. Несколько карликов подкрались к герою и набросились на него сзади, один прыгнул на спину... Вскоре зрители с хохотом любовались, как распятую на кровати красотку держали за руки и ноги несколько карликов, пока остальные покрывали поцелуями ее грудь, шею, та в это время старательно вопила, мотала головой, развевая груву золотых волос, в то время как примостившийся между ее ног карлик совершал хорошо понятные ритмичные движения "насилуя" пленницу.
     
    Незадачливый любовник стоял привязанный между двух столбов у ложа, взирая на участь подруги, а несколько карликов старательно играли с его возбужденным мужским достоинством, еще один зайдя со спины примеривался ввести ему между ягодиц позолоченный фаллос..

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

     

     

     

    Понятно, что на самом деле никто никого не убивал и не калечил, но сами такие эротические игрища неплохо разряжали зрителей, готовя их к новым представлениям.

     

    С этой же целью могли устроить поединки обнаженных девиц, борцовские, стиля современной борьбы в грязевой ванне, кулачные бои, а могли и с оружием. Правда подобные спектакли чаще всего были относительно безобидными и женщины выступали скорее как актрисы эротического спектакля, нежели воины в смертельном поединке.

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Конечно, далеко не все представления такого рода обеспечивали актрисе безопасность, излюбленные римлянами воспроизведения мифологических сюжетов, тех же минойских игр, даже при использовании дрессированных животных были смертельно опасными. Но такое было время и большая часть выступающих были рабами, чье мнение не особо спрашивали.

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Правда, судя по описаниям чаще всего реконструкция той же "миносской корриды" (на иллюстрации слева знаменитая фреска кносского дворца на Крите) заканчивалась вполне благополучно.

     

    Также для эротичности зрелища могли использовать обнаженных лучниц при стрельбе в мишеням. фривольным постановкам типа "боя с карликами", "обезьянами" и т.п., когда стреляли или мтупыми стрелами или с ослабленной тетивой и практически все спектакли заканчивались игровым изнасилованием.

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Разумеется выступать в ролитакой искательницы приключений было не очень приятно, но куда безопаснее чем тем гладиатрикс. которые сражались реально.

    Существоали и смертельные версии таких "спектаклей", отличающиеся садизмом, но в них как правило выступали приговоренные к смерти. Нечто подобное мы описывали в статье Damnatio ad bestias (травля зверями в цирке).

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    В современном кино женщинам-гладиаторам посвящены, в частности, следующие фильмы:

     

    «Гладиатрикс» - Арена или Гладиаторши (США — Россия, 2001; режиссёр Тимур Бекмамбетов) — исторический боевик;

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Arena // Арена или обнаженные гладиаторши  (США, 1974; режиссеры: Стив Карвер, Джо Д’Амато) — исторический эротический боевик;

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы «Гладиаторши» (англ. Gladiatress) (Великобритания, 2004; режиссёр Брайан Грант) — комедия;
    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Amazons and Gladiators // Амазонки и Гладиаторы -

    (США, Германия, 2001; режиссер Закари Вейнтрауб (Zachary Wentraub) — исторический боевик;

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы

    Barbarian Queen // Королева Варваров - (Аргентина, США, 1985; режиссер: Гектор Оливера / Hector Olivera) - фэнтэзи, эротика;

     

    сцена боя с женщинами-эсседариями есть в легендарном фильме "Гладиатор".

     

    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Из литературных работ хорошо известен роман "Гладиатор Гора" - Джона Нормана
    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Вот пять открыток XIX века о эротической сценой поединка двух обнаженных гладиаторш.
    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы
    Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы Гладиатрикс (гладиаторши) - женщины-гладиаторы
       
       
       
       
       
       

    Похожие новости

    Комментариев 0