Ужасы ГУЛАГа в рисунках Данцига Балдаева

А теперь немного фактов. Во-первых, он Ветеран МВД, тюремный надзиратель следственного изолятора "Кресты", согласитесь это совсем не НКВД-МГБ, в саом деле крупнейший коллекционер тюремных татуировок и собиратель тюремного фольклора. Автор книг «Татуировки заключённых», «Russian criminal tattoo», «Drawings from the Gulag» и «Словарь блатного воровского жаргона», во вторых, немного еще немного фактов об авторе:

Эти  и другие рисунки в период Перестройки неоднократно публиковались в изданиях подобных "Ленинградскому литератору" и "Огоньку" в качестве "документальных" свидетельств о деятельности органов государственной безопасности и преступлениях советской пеницитарной системы в ходе сталинских репрессий . Между тем их автор - скончавшийся в 2005 г. отставной оперуполномоченный МВД Данциг Балдаев, никакого отношения к деятельности ГУЛАГ НКВД в этот период не имел, да и иметь не мог.  Ведь, если конечно верить, собственноручно написанной Балдаевым автобиографии, в 1938 г. он еще учился в средней школе "для детей врагов народа":

 

 

Сыном "врага народа" стал и я. Отец был арестован по доносу одного голодранца, ухаживавшего за моей матерью до ее замужества.

Нас с младшей сестрой поместили в детские дома. Мне повезло, я попал в детский дом имени Октябрьской революции в селе Икей Тулунского района Иркутской области. В нем находилось 156 детей "врагов народов>. Это были дети командного состава ОДВКА (Отдельной Дальневосточной Красной Армии) и Уральского военного округа, а также дети иркутской интеллигенции. Многие имели дворянское происхождение и совершенно свободно говорили на нескольких европейских языках.

Пионервожатые называли нас "враженята> и требовали говорить только по-русски, объясняя это тем, что иностранные языки вызывают антисоветские мысли.

Они проверяли всю нашу почту. Когда школа неожиданно для всех вышла по успеваемости на первое место, это не понравилось НКВД. К нам приехал "товарищ>, была сделана показательная переэкзаменовка, которую мы, дети "врагов народа>, выдержали с честью. После этого на собрании товарищ из НКВД сказал: "Вы поняли, как враги народа готовили своих детей и сколько они могут принести вреда нашему рабоче-крестьянскому государству. Но в высшие учебные заведения мы их не пустим!>

Все это происходило в 1938 году, когда отца осудили как проповедника русского царизма, потому что в 20-х годах в газетной статье он выступил за открытие русских школ наряду с бурят-монгольскими, за приобщение к русской культуре. Всю свою жизнь отец - ученый, ценимый самыми крупными деятелями науки, - подвижнически собирал сокровища бурят-монгольского фольклора, быта, родословные.

 

Таким образом, ни допросов в "мрачных подвалах НКВД", ни "ужасов лагерей ГУЛАГа" отставной полковник МВД видеть своими глазами просто не мог. Между тем, в конце 1980-х - начале 1990-х он активно позиционировал себя именно как "живого свидетеля" и в этом качестве, например, был заснят в документальном фильме BBC "ГУЛАГ" (1999 г., фильм удостоен премии Grierson Award). Пройдя по ссылке можно скачать отрывки из фильма в zip-архивах, в том числе и тот, в котором авторы фильма берут интервью у "лагерного вахтера" Балдаева. Кем он только, оказывается, не был.

 

Еще отрывок из той же автобиографии на сайте "любителей шансона":

Моя мать, Степанида Егоровна Бажичеева-Балдаева, была очень сильной и работящей. И смелостью ее Бог не обидел. Однажды, когда ей было 16 лет, она зимой с обозом в 60-70 саней возвращалась из Иркутска. Крестьяне, русские и бурят-монголы, после продажи сельхозпродукции были при деньгах. Внезапно на них напали с топорами беглые каторжники, совместно с поднадзорными поселянами, и стали отбирать у обозников деньги, одежду и лошадей. Моя мать, услышав шум, схватила двенадцатизарядный винчестер-полуавтомат. На нее кинулись два каторжника с топорами, и она расстреляла их в упор.

 

А почему, скажем, не картечницу Гатлинга?

Автор - не великий специалист в истории стрелкового оружия, но даже кропотливое исследование всех доступных в бумажном виде и в интернете справочников не смогло дать ответ на вопрос  о супероружии под названием "двенадцатизарядный винчестер-полуавтомат".

 

Кстати в своей автобиографии Балдаев почему-то совершенно не упоминает о своем участии в Великой Отечественной Войне. Между тем, почти на всех мундирных фотографиях мы видим у него на груди гвардейский значок и орден ВОВ. Иных версий биографии Балдаева нам обнаружить не удалось (по крайней мере - в Интернете), но в интервью для питерской "Новой Газеты" корреспондент начинает разговор с ним со слов " - Данциг Сергеевич, вам, как участнику войны, вероятно, дико осознавать, что в XXI век мы, страна, победившая фашизм...". Одним словом, биография "человека-фотоаппарата" Балдаева состоит из сплошных белых пятен.

 

Достоверно известно лишь, что все "ГУЛАГовские" рисунки Балдаева были выполнены в конце 80-х годов, очевидно, с целью привлечения внимания к собственной персоне на волне модной в то время темы. По крайней мере, об этом прямо говорится в каталоге выставки "Искусство ГУЛАГа - по обе стороны тюремной двери", организованной в декабре 1995 года центром "Мемориал" совместно с Музеем политической истории России. На этой странице, кстати, имеется ключевая фраза, которая исчерпывающе характеризует степень "документальности" картинок Балдаева: "И если говорить о Гулаге как о феномене, как о «вещи для нас», то представленные на выставке рисунки Д.Балдаева вполне адекватно отражают то, чем Гулаг стал для нашего общественного мнения" То есть  в общем-то недвусмысленно сказано о том, что эти рисунки отражают не реалии сталинских лагерей, а представление о них, сложившееся в массовом сознании в конце 1980-х гг. 

 

Но это в России. А вот, к примеру, создатели украинского сайта "Музей советской оккупации"  до сих пор сохраняют уверенность в том, что "рисунки Балдаева" являются документальными свидетельствами "преступлений сталинского режима". Или они все-таки знают правду, но тщательно стараются привить такую уверенность посетителям сайта?

Сегодня, часть из этих уникальных обличительных зарисовок бывшего офицера НКВД-МВД СССР предлагаются вам для ознакомления, с ранее тщательно скрываемой большевиками компартии от народа, тайнами сталинского ГУЛАГА, или реалиями т.н. советской действительности…Часть этих рисунков была опубликована и за рубежом, но они до сих пор еще малоизвестны. Эти рисунки как бы «кричат» нам из мрачных глубин страшного недавнего прошлого – ЛЮДИ БУДБТЕ БДИТЕЛЬНЫ!, чтобы  кошмары сталинских концлагерей, унесших миллионы безвинных жертв и их скотская античеловеческая система, прикрытая слащавыми копрартийными сказками о братстве, равенстве и свободе,  больше никогда не повторились! 
  (см. Тайны и преступления НКВД СССР).

(авторское выделение болдом сохранено - прим. ред.)

 

Несмотря на то, что степень аутентичности "рисунков Балдаева" для специалистов не является секретом - создатели вышедшего недавно на экраны псевдодокументального пропагандистского фильма "The Soviet Story" в очередной раз привлекли их в качестве "источников" вместе с другими многочисленными фальшивками вроде материалов с сайта Мельникоффа ("ГУЛАГ - с фотокамерой по лагерям"), "Соглашения о сотрудничестве между НКВД и Гестапо" и фотографий комиссии Нансена, выдаваемых за фотографии голодомора на Украине. В этом ряду рисунки Балдаева заняли свое законное и вполне "достойное" место.

 

 В околоуголовных кругах и среди любителей шансона Балдаев был известен как  крупнейший в России собиратель блатного фольклора и зарисовщик уголовных татуировок. В этом качестве он и прославился за границей - в 1993 г. в Германии вышла его книга "ГУЛАГ: Рисунки", (Baldaev D. GULag: Zeichnungen. Frankfurt am Main, 1993)  материалы которой впоследствии многократно воспроизводились  всеми, кто занимался тюремным фольклором и изобразительным искусством. В этой области он, по-видимому, был крупнейшим специалистом, благо за годы службы имел возможность сделать огромноен количество зарисовок "с натуры" во время личного осмотра подведомственного контингента.

Страницы:
1 2

Комментариев 0