Русская Жанна д'Арк - "старица" Алёна

Год рождения её неизвестен. Отчество и фамилию история тоже не сохранила. Известно только место рождения – село Выездная Слобода, что под Арзамасом (Эрзя–Мась – «Главный город народа эрзя»). Алёна родилась в семье крепостного крестьянина. В 15 лет её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина той же слободы. Но вскоре муж умер, и она, помыкавшись вдовой, от горькой крестьянской жизни уходит в монастырь, надеясь найти там лучшую долю. В Никольском женском монастыре она принимает постриг. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание. Но и там, в монастыре, Алёна видит тот же гнет, что и в миру. Поэтому, услышав о восстании крестьян под началом Степана Разина, уходит из монастыря, собирает вокруг себя крестьян, недовольных боярами-вотчинниками, и присоединяется к Разину.

 

Первое сообщение об Алёне получил царский воевода Юрий Долгоруков, присланный царем Алексеем Михайловичем в заокские леса мордовских земель для усмирения разинского бунта. После кровопролитного сражения был захвачен в плен предводитель одного из отрядов восставших крестьян Андрей Осипов. На допросе он показал, что в Шацком уезде ходит по селам "баба ведунья, вдова, крестьянка Темниковского уезда" и "собралось-де с нею воровских людей 600 человек". На этом же допросе другой повстанец также рассказывал о грозной силе отряда старицы (старицами называли в народе монашек, причем это совсем не означало, что старица - монашка пожилого возраста). Так что старица Алёна на самом деле была молодой женщиной

 

Вероятно, мы уже никогда не узнаем, ни как звали родителей Алёны, ни имени ее мужа. Можно только догадываться, что детство крестьянской девочки проходило в нужде и заботе. Алёна вышла замуж за крестьянина и после его смерти ушла в монастырь молодой. Значит, не осталось детей и жизнь после смерти мужа показалась ей невыносимой. Так бывало. Но вот убежать из монастыря и стать не солдатом восставших, но атаманом-предводительницей - для женской судьбы того времени необычно. Может быть, муж Алёны погиб от руки и жестокости какого-то помещика? И поэтому в сердце Алёны, не утихая, жило желание отомстить?

 

Летом 1670 года её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова и она стала во главе почти 7000 восставших. И заняла Темников. Вместе с Фёдором Сидоровым Алёна два месяца управляла городом, командовала войском, отправляла "прелестные письма", уговаривая переходить в войско повстанцев. Но была у нее еще одна обязанность, за которую ее и прозвали колдуньей. Алёна лечила раненых травами и кореньями, а также составляла "заговоры" против пуль и стрел. Заговор Алёны сохранился в народных преданиях, в народной памяти:

"Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, за правое дело, за Русскую землю, на извергов, на недругов, кровопийцев, на дворян, на бояр, на всех сатанинских детей! Выйду с боем на чистое поле, в чистом поле свищут пули, я пуль не боюсь, я пуль не страшусь. Не троньте, пули, белые груди, буйную голову, становую жилу, горячее сердце! Скажу я пулям заветное слово: летите, пули, в пустую пустынь, в гнилое болото, в горячие камни, а моя голова не преклонится, а моя бела кость не изломится. Про то знает дуб да железо, кремень да огонь. Аминь!".

 

Но на подавление восстания спешили царские войска. Сжималось кольцо карателей. 30 ноября 1670 года в пятнадцати верстах от Темникова, у села Веденяпино, состоялось сражение между повстанцами и отрядом царского войска воеводы Ивана Лихарева. Восставшими (всего более семи тысяч человек) руководили атаманы Фёдор Сидоров, Степан Кукин, Еремей Иванов, у них были и пушки. После "большого боя", как сказано в донесении царю, восставшие потерпели поражение. В Темников был послан полковник Василий Волжинский, и "городские лучшие люди", которые "не приставали к воровским людям", вышли к нему с иконами и крестами и 340 рублями денег, да еще с низким челобитьем, чтобы простил их за то, что "у воровских людей были поневоле". 4 декабря в Темников вступил с войском и воевода Юрий Долгоруков.

 

Алёна до конца оставалась в Темникове и руководила его обороной. Когда войска Долгорукова уже вошли в город, Алёна укрылась в соборе - главной церкви города, продолжая отстреливаться стрелами, и убила еще семь или восемь человек. Увидев, что сопротивляться бесполезно и все кончено - собор окружен со всех сторон, - атаманша отвязала саблю, отшвырнула ее и бросилась навзничь к алтарю. Трудно себе вообразить изумление солдат, ворвавшихся в церковь, при виде женщины в монашеском платье и поверх него надетых военных доспехах. Нельзя было поверить, что женщина руководила бесстрашно и длительно обороной города. Современник событий пишет, что во всем войске Долгорукова не нашлось ни одного человека, который смог бы до конца натянуть принадлежавший ей лук - такой силой обладала Алёна! Приговор Долгорукова был беспощаден: всех приведенных к нему шестнадцать человек он велел повесить (16 ближайших сподвижников Алёны - попа Савву и атаманов повесили на Рябчиковой горе за рекой Мокшей), а Алёну вместе с ее "воровскими письмами и кореньями велел сжечь в срубе".

 

Известно, что Алёна встретила смертный приговор спокойно, а пытки перенесла столь мужественно, что палачи были потрясены и распустили слух: Алёна - колдунья, потому и боли не чувствует. Для казни Алёны был сооружен сруб из дерева, нечто вроде маленькой избы, наполненной соломой и сухими ветками. Алёна сказала последние слова перед смертью: «Если бы сыскалось поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, как я, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!» Алёна перекрестилась, смело прыгнула в сруб, захлопнула за собой крышку, и никто не услышал ни единого звука, пока пламя не сожрало всё.

 

Так иностранные очевидцы описали смерть Алёны между 4 и 6 декабря (по новому стилю 14 и 16 декабря) 1670 года. Спустя почти год, в сентябре 1671 года, в Архангельске встал на рейде английский корабль "Царица Эсфирь". На его борту неизвестным автором было доставлено сочинение "Известие, касающееся бунта, недавно поднятого в Московии Стенькою Разиным". Самые яркие фигуры в нем - это Степан Разин и Алёна Арзамасская-Темниковская, как звали ее по двум повстанческим войскам - в Арзамасе и Темникове. Там же описаны и последние минуты жизни Алёны: "Среди прочих пленных была привезена к князю Юрию Долгорукову монахиня в мужском платье, надетом поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под командой своей семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда не была взята в плен. Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожжённой заживо... Перед смертью она перекрестилась на русский лад: сперва лоб, потом грудь, спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел". Это "Известие" в том же году было опубликовано в Голландии и Германии, на следующий год - во Франции и Англии. Рассказ об Алёне уже тогда обошел европейскую прессу. Все о букмекерской конторе 1xbet это https://bet-slivbk.xyz Так, Иоганн Юстус Марций из Мюльгаузена в Тюрингии защищал диссертацию 29 июля 1674 года. Она называлась "Стенко Разин, донски козак изменник". Есть там и сообщение об Алёне, хотя она и не названа по имени: сказано о монашке, участнице восстания, сожженной заживо. И наконец, "Поучительные досуги Иоганна Фриша, или Примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идет о полезных и поучительных материалах, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени. Беседа 26. Альтона, 1677". Именно из этой 26-й беседы Фриша мы знаем, как отстреливалась в церкви Алёна, как она упала, отбросив саблю, перед алтарем, как не издала ни звука, пока пылал костер. В народе долго сохранялось предание, что Алёна не погибла, а была спасена и еще вернется на родину...

 

Так жила и погибла первая русская героиня, русская Жанна д'Арк, - Алёна Арзамасская - Олёна Эрзямасонь…

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Комментариев 0