Повешение и удушение

Written by Олег

 

Повешение, и разновидность этого вида казни – удушение (или удавливание – исп. гаррота) применялось с глубокой древности. В частности, в античной Спарте одним из распространенных видов лишения жизни свободнорожденных было именно удавливание. Однако удавливание традиционно считалось привилегией знатных, в то время как повешение почему-то на протяжении всей истории чаще всего оставалось позорным видом казни, применяемой в основном для простолюдинов. По Уложению 1649 г. в России повешение было отнесено к простым видам казни, то есть, во-первых, оно, наряду с обезглавливанием и утоплением, отличалось простотой исполнения, а во-вторых, назначалось за не столь тяжкие преступления, нежели квалифицированные виды казни.

 

Одно из древнейших упоминаний о повешении встречается в книге Чисел: “И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратятся от Израиля ярость гнева Господня”. В 1905 г. французский врач Николаус Миновици проделывал на себе опыты с удавливанием, чтобы описать состояние, возникающее при повешении. Конечно, он пытался обезопасить себя при проведении этих экспериментов. Повешение он моделировал посредством блока, приделанного к потолку. Через блок был пропущен шнур диаметром 5 миллиметров, один конец которого врач держал в руке, а другой конец, завязанный петлей, надевал себе на шею. Затем Миновици ложился на пол на левый бок и тянул веревку правой рукой до тех пор, пока мог выдержать. Лицо врача багровело, в ушах возникал неприятный шум, перед глазами вспыхивали огненные круги. Постепенно Миновици усложнял опыты: он пытался “привыкнуть” к состоянию повешенного путем повторения затягивания петли до 6-7 раз подряд при продолжительности каждого раза по 4-5 секунд. Наконец он решился на эксперимент почти в чистом виде: он не лежал на полу, а висел в петле, которую держал его ассистент. Максимальная продолжительность нахождения в петле, которую смог достичь Миновици, составляла 26 секунд. Свои ощущения врач описывал так: “Как только ноги оторвались от опоры, веки мои судорожно сжались. Дыхательные пути были перекрыты настолько плотно, что я не мог сделать ни вдоха, ни выдоха. В ушах раздался какой-то свист, я уже не слышал голоса ассистента, натягивавшего шнур и отмечавшему по секундомеру время. В конце концов боль и недостаток воздуха заставили меня остановить опыт. Когда эксперимент был закончен, и я спустился вниз, из глаз моих брызнули слезы”.

 

Однако некоторые авторы описывают и совсем необычные ощущения казнимых. Так, великий инквизитор римско-католической церкви Имберт, наблюдая за казнимыми еретиками, подтверждал, что в последние моменты жизни его жертвы испытывали странное сладострастие. Особенно при удушении. У мужчин при этом часто “намокали штаны”, а женщины, “обуреваемые дьяволом, стонали в страстной истоме и раздирали себе грудь”. Ведьмы накануне сожжения добровольно отдавались своему палачу, а мужчины в последнюю ночь перед казнью часто мастурбировали до полного изнеможения. Современные криминалисты подтверждают эти наблюдения: у повешенных часто наблюдаются непроизвольные выделения мочи, спермы и фекальных масс, а также эрекция полового члена. В 18 веке ходили даже рассказы о некоторых любителей острых ощущений, пытавшихся насладиться половым возбуждением, которое, как считалось, испытывает человек в первые минуты после повешения, но часто не успевавших вовремя остановить этот изысканный эксперимент. Один мой знакомый, неоднократно пытавшийся свести счеты с жизнью и, в конце концов, добившийся своего, рассказывал мне, что главное в этом деле для вешаемого – выдохнуть из легких весь воздух без остатка перед тем, как повиснуть в петле. Мол, тогда, по его словам, просто засыпаешь, а если в легких осталась какая-то часть воздуха, то испытываешь все муки удушья и начинаешь дергаться в петле. На мой взгляд, это замечание может служить рекомендацией для казни-мых для возможного избежания лишних мучений, когда казнь через повешение осуществляется традиционным, старинным способом. В этом случае осужденный погибает от удушья.

 

Для исполнения приговора применяется виселица, в форме букв “Г”, “П”, “Т” или перевернутого “Ш”. Оттого в дореволюционной России виселица часто на-зывалась “глаголем”. Еще одно ее название – “столыпинский галстук” по имени министра внутренних дел Столыпина П.А.

 

В прошлом для этих целей использовались и деревья (в основном для разбойников). Иногда виселицы ставили на плотах и пускали вниз по течению для устрашения населения после подавления бунтов.

 

Традиционно казнь через повешение проводится так: на осужденного надевают петлю (иногда предварительно надев на его голову непрозрачный колпак или мешок). При этом важно положение узла петли на его шее. При его типичном положении – сзади или сбоку – петля сдавливает шею в области подъязычной кости, оттесняя кзади и назад корень языка. Последний прижимается к задней стенке глотки и закрывает просвет гортани или оттесняется в сторону, противоположную местоположению узла, также полностью закрывая просвет гортани. И в том и в другом случае поступление в легкие прекращается и наступает смерть. При атипичном положении узла (под подбородком) дыхательные пути перекрываются не полностью, что может замедлить наступление смерти. Петля должна быть легко скользящей по веревке.

 

При соблюдении этих условий потеря сознания у осужденного наступает очень быстро (в течение первой минуты от начала повешения) и самовысвобождение из петли практически исключено. Осужденный должен находиться в петле не менее 5-6 мин, иначе он может остаться живым. После одевания петли палач выбивает из-под ног осужденного скамейку или иную подставку. В средневековых Германии и Франции к виселице приставляли лестницу и осужденных заставляли залезть на нее, а затем прыгать вниз с петлей на шее. Один из помощников палача обычно сидел верхом на перекладине виселицы для того, чтобы сообщить толчок телу преступника. В Англии под виселицу ставили телегу, которая затем отъезжала, лишая казнимых опоры. В Соединенных штатах Америки при линчевании негров веревка пропускалась через горизонтальную ветку дерева или ближайшую балку, и несколько человек, ухватившись за конец, вздергивали приговоренного. Наконец, в Иране несколько лет назад одного серийного убийцу, прозванного “вампиром из Тегерана”, убившего 11 человек – от 11-летней девочки до 45-летней женщины – после 214 палочных ударов повесили на подъемном кране в присутствии 20-тысячной толпы. Во все времена этот вид казни очень часто совершался публично.

 

Русский писатель П. Боборыкин, вспоминая о казнях в Париже второй половины 19 века, пишет:

 

“Кто живал в Париже подолгу, как я, тот знает, что это было за отвращение: публичные казни, происходившие около тюрьмы “La Koquette”. Гаже, гнуснее этого нельзя было ничего и вообразить! Тысячи народа, от светских виверов и первоклассных кокоток до отребья – сутенеров, уличных потаскушек, воров и беглых каторжников проводили всю ночь в окрестных кабачках, пьянствовали, пели похабные песни и с рассветом устремлялись к кордону солдат, окружавшему площадку, где высились “les bois de la justice” (виселицы – О.К.), как официально называют этот омерзительный аппарат.

 

Издали нельзя было хорошенько видеть, но вся эта масса чувствовала себя в восхищении только оттого, что она “была на казни”, так лихо и весело провела ночь в ожидании такого пленительного зрелища”. После исполнения казни обычно около виселицы выставлялся часовой на сутки, т.к. в Германии существовало поверье, что веревка повешенного приносит в дом счастье, а во Фландрии – что рука повешенного может помочь стать невидимкой. Также часто преступника оставляли висеть в течении длительного времени – на устрашение другим. Так, З. Космодемьянская провисела в петле целый месяц. В современное время официальная технология повешения несколько иная.

 

Осужденного вешают на ве-ревке, обвивающей шею; смерть наступает в результате давления веревки на тело под воздействием силы тяжести. Потеря сознания и смерть наступают в результате повреждения спинного мозга или (если это недостаточно для наступления смерти) вследствие асфиксии от сдавливания трахеи.

 

Виселица напоминает футбольные ворота, на верхней перекладине которых крепится железная цепь. К ее последнему звену присоединяют приспособление в виде замкнутой подковы, через которое протягивается и закрепляется один конец веревки. После последнего сигнала – оглашения приговора, который зачитывает комиссия, состоящая из начальника прокуратуры, священнослужителя и врача палач дергает специальную рукоятку, открывающую люк под ногами осужденного и он летит в 4-метровый колодец.

 

Эта технология была разработана в 1949-1953 гг. Королевской комиссией по смертной казни в Великобритании. В соответствии с рекомендациями комиссии после того, как на шею осужденного надета петля, у него под ногами открывается люк. При этом длина веревки (и соответственно длина падения) подбирается с учетом роста и веса осужденного – чтобы добиться разрыва спинного мозга, но без отрыва головы. В тюрьмах, где проводится повешение, есть специальные таблицы, рекомендующие длину веревки, а, соответственно, и высоту падения приговоренного, исходя из его роста и веса. Веревки с медной сердцевиной для уменьшения ее упругости поставлялись в разные страны в основном из Великобритании, пока там не была отменена смертная казнь.

 

В настоящее время тариф оплаты за одного повешенного – как правило около 20 долларов США. Сохранился любопытный документ о расходах по проведению казни в России в 1880 году:

 

По поводу приведенного в исполнения приговора Санкт-Петербургского военного окружного Суда над государственными преступниками Квятковским и Пресняковым представилось необходимым произвести следующие расходы:

 

На устройство эшафота и разборка онаго 205 руб. 30 коп

 

На погребение тел казненных 44 руб. 90 коп

 

На отправление в Москву заплечного мастера и на вознаграждение ему 81 руб.

 

На разныя мелкия расходы 19 руб.

 

Итого 350 руб. 20 коп

 

Которыя и позаимствованы из сумм градоначальства.

 

Утверждено: Спб градоначальник полковник Федоров А.В. Секретарь Петухов 4 ноября 1880 года.

 

Страницы:
1 2 3
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Комментариев 0