Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Сайт, посвященный истории
пыток и смертной казни, их
эротической составляющей

 
Пытки и казни » Казни » Сожжение заживо
на правах рекламы

Сожжение заживо

Автор: torturesru от 11-08-2012, 04:17

В Нидерландах инквизиция преуспела гораздо меньше, чем в Испании или Италии. «Великая ересь», протестантизм, распространилась при Карле V. Жестокие меры, к которым Филипп II прибег в борьбе с ересью на Иберийском полуострове, объединили население против испанцев. Религиозная война превратилась в освободительную. Протестанты взяли оружие в руки и сожгли церкви, священников и католиков. Герцог Альба, несмотря на печально знаменитые «тридцать тысяч смертей», не сумел подавить революцию, и завоевавшие независимость территории стали называться Объединенными Провинциями. По всей стране запахло паленой плотью. Католики начали жечь всех, кто отказывался отречься.
Сожжение заживо

В Швейцарии протестантская инквизиция, возникшая в Женеве при Кальвине, была не менее, а то и более страшной, чем католическая, возможно, даже превосходя ее в жестокости.

 

Кальвин возглавил Реформацию и использовал ее для установления деспотизма. Чтобы стать главой Церкви и государства, он провозгласил отрицание власти. Он был безжалостен и хотел править, наводя ужас, и главной его заботой стала не духовность, а политика. Он вышел на тропу войны со всеми прочими отступниками от папизма. «Двадцать четыре года его единственными спутниками были мечи, палачи и костры».

 

Арестовывали крестьян, которые грубо обращались со своими быками. Публично наказывали малолетних детей, которые невнимательно слушали проповеди. По данным городских архивов, за шестьдесят лет сожгли заживо сто пятьдесят осужденных за магию или ересь. На костер отправляли и за хулу на Кальвина. «Приведите сюда наглецов, которые призывают народ восстать против нас, очерняют своими речами наше поведение и пытаются объявить нашу веру бредом. Этих животных нужно душить». Указания Кальвина исполнялись: поэта Грюе казнили за то, что он дурно отзывался о Кальвине.

Казнь Мишеля Серее в Женеве 6 октября 1553 года.

Гравюра Руссо. Частн. кол.

Самой знаменитой его жертвой был, бесспорно, Мишель Сервет, врач, астролог и теолог, который осмелился спорить с Кальвином, в частности о догмате Троицы. Его приговорили к сожжению заживо в октябре 1553 года. Кальвин с удовольствием наблюдал за казнью из окна. Он приказал развести малый огонь, «чтобы продлить и усилить агонию».

 

Вплоть до XX века сожжение на костре существовало в Японии, Китае и Египте. Современная эпоха, видимо сочтя костер слишком уж устаревшим, несколько видоизменила процедуру сожжения.

 

Шейх Мохаммед ибн-Омар эль Тури описал практикующийся в Каире «шам-гут» - превращение человека в фитиль. «Брали большой неглубокий горшок из обожженной глины и заполняли его паклей, пропитанной дегтем и смолой. После приводили осужденного, привязывали его руки к длинной палке, расположенной горизонтально на уровне груди. На шею надевали железное кольцо, на котором висели четыре-пять длинных цепей. Потом несчастного обмазывали смолой и усаживали в вазу, которую надежно крепили к седлу верблюда. На палке, к которой были привязаны руки осужденного, фиксировали несколько зажженных смолистых фитилей. Лицо осужденного также мазали смолой и дегтем и поджигали. Живой факел водили по улицам и городским площадям».

Сожжение заживо

Китайский метод сожжения, официально использовавшийся вплоть до 1915 года, куда более быстрый и не менее изощренный, заключался в том, что осужденного заставляли выпить несколько литров горючей жидкости — нефти или другого топлива, после чего вводили через рот длинный фитиль прямо в желудок и зажигали его. Извергнув столп пламени, несчастный взрывался.

 

Пыталась не отстать от Европы, и далекая загадочная Россия. В 1227 году, как говорит летопись, в Новгороде, “изъжогша волхвов четыре”. Когда .в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло в Новгороде. У знаменитого тирана средневековой Руси Ивана Грозного сожжение было одним из любимых видов казни.  

 

Костер индейцев Огненной Земли: осужденного сжигали, подвешивая за ноги.

Гравюра. Частн. кол.

Сожжение заживо

Форма смертной казни через сожжение была закреплена:

 

Соборное уложение 1649 года: за хулу на Бога, Богородицу, святых, Крест Господень (гл. I ст. 1)

за умышленный поджог города либо отдельных дворов (гл. II ст. 4, гл. X ст. 228)

для совратителей «к своей бусурманской вере» (гл. XXII ст. 24)

 

Указ Алексея Михайловича 1653 года: за колдовство

 

Воинский устав Петра I 1716 года:

для чернокнижников «ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет» (артикул 1)

за поджог офицерами или рядовыми «самоволством и нарочно без указу в маршу город, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мельницы» (артикул 178)

для фальшивомонетчиков «по великости нарушения» (артикул 199)

 

Из летописных источников известно об использовании казни через сожжение во Пскове, но в Псковской судной грамоте (1467 год) конкретный вид смертной казни не оговаривался.

 

К поздним нормативным актам, предусматривающем смертную казнь через сожжение для волшебников, относится именной указ императрицы Анны Иоанновны «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков» от 25 мая 1731 года.

 

В Древней Руси

 

Несмотря на отсутствие в ранних русских правовых памятниках норм о применении смертной казни через сожжение летописные источники сообщают о нескольких случаях ее применения. Первое упоминание о сожжении содержатся в летописной записи за 1227 год — в Новгороде сожгли четырёх волхвов.

 

Согласно «Кормчей книги» 1284 года[7], представляющей собой перевод на русский язык византийских Номоканонов, дополненных нормами светского права:

«Иже кто иметь еретическое писание у себя держати, и волхвованию его веровати, со всеми еретики да будет проклят, а книги те на темени их сожещи.»

 

В летописи 1438 года упоминаются «Святые правила святых апостолов» (имеется в виду искажённое 63-е правило Третьего Константинопольского собора, которое указывает сжигать «повести о мучениках, врагами истины лживо составленные»), согласно которым «огнём зжещи или живого в землю засыпати» за ересь (другой вариант: «Святые правила божественного закона святых апостолов повелевают такового церкви развратника огнем сжечь или живого в землю загрести»).

 

Период с начала XV до конца XVI века характеризуется крупными изменениями во всей системе русского уголовного права. Появляются Судебники 1497 и 1550 годов, предусматривающие более широкое применение смертной казни по сравнению с прежними правовыми актами. Однака сама форма её исполнение не оговаривается, Судебники лишь указывают общую формулу — «казнити смертною казнию».

 

В Московском государстве XVI—XVII веков 

П.Мясоедов

Сожжение протопопа Аввакума

Сожжение заживо
Старицу Олену сжигают в срубе

В конце XV века в новгородских землях, а затем и в Москве распространилась ересь жидовствующих. Еретиками были священнослужители отрицавшие многие основополагающие каноны Православной церкви. На Поместном соборе 1490 года еретиков отлучили от Церкви, а новгородский архиепископ Геннадий

повелел посадить их на коней, на вьючные седла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперед, а на головы повелел надеть им заостренные берестяные шлемы, будто бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: «Вот сатанинское войско». И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере.

 

В 1504 году одним из обличавших «ересь жидовствующих» был игумен Иосиф Волоцкий. Количество сожженных неизвестно, летописец перечисляет по именам восемь человек, но добавляет «и иных многих еретиков сожгоша».

 

Как писал А. Н. Афанасьев:

Повесть о волховании, написанная для Ивана Грозного, доказывает необходимость строгих наказаний для чародеев, и в пример выставляет царя, который вместе с епископом «написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и в весех заповеда таких огнём пожечи.

 

В 1569 году плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины, а в августе 1575 года сожжено 15 ведьм в Новгороде («а сказывают ведуньи»).

 

При царе Алексее Михайловиче (XVII век) “жгут живого за богохульство, за волховство, за чернокнижничество”. При нем же старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями. Она мужественно перенесла пытки долгоруковских палачей, и стойко приняла мученическую смерть - сожжение в срубе на Базарной площади. "Аки ведьму извели..."

 

Самое знаменитое в России - сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества. Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне.

 

“В 1701 году этот способ сожжения был применен к некоему Гришке Талицкому и его соучастнику Савину за распространение возмутительных “тетрадей” (листовок) о Петре 1. Обоих осужденных в течение восьми часов окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде и все тело медленно тлело, как воск. В конце концов их обезображенные тела были сожжены вместе с эшафотом”.

 

Наказания в виде сожжения заживо в срубе за богохульство стало обычным при Патриархе Иове (1589—1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов. Английский посланник Флетчер, проживший в Москве полгода, стал свидетелем одной из казней:

…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.

 

Сожжение в срубе было национальной особенностью России. сродни сожжениям в соломенных хижинах в Европе.

Сожжение в срубе — вид казни, возникший в Московском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках.

 

Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного. В отличие от Западной Европы, на Руси приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.

 

Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.

 

В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва).

 

В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.

 

Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.

 

В 1590-1591 годах по приказу царя Федора Иоанновича были сожжены колдуны в Астрахани. Патриарх Иов писал царю:

О великий государь, боговенчанный царь и великий князь Федор Иванович Всея Руси! Во-истинну еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в свое время идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя.

 

Следующим царём при патриаршестве Иова стал Борис Годунов (годы правления 1598—апрель 1605). В январе 1605 года в грамоте московского правительства указывалось, что «Люди, которые в государстве за их богомерзкие дела приговорены на сожжение, а другие к ссылке, бежали в Литовскую землю за рубеж и злые плевелы еретические сеяли». В том же 1605 году был сожжён некий Смирный за то, что «покинул веру христианскую да обусурманился». Согласно летописи

«…бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок же его окаянного велел обдать нефтью и повелел зажечь.»

 

Следующим московским Патриархом, требовавшим в 1623 году от царя Михаила Федоровича (годы правления 1613—1645) сожжения еретиков за «великие духовные дела», был Филарет (отец царя). В ответ на требование Патриарха Филарета казнить еретиков «до конца» (сжечь), царь отказался вынести решение, пока Филарет не сообщит ему «каким людям, и за какие было вины довелося наказанье до конца учинити и огнем жечь, и что их большие вины». Дальнейшие события этого дела не известны.

 

В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года», согласно которому на законодательном уровне предполагалась казнь за ересь, иноверие, богохульство и т. п.

Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

 

«Уложение» было подписано всеми участниками Собора, в том числе Освященным собором — высшим духовенством. Среди подписавших был и архимандрит Никон, через несколько лет ставший патриархом.

 

В дальнейшем казни еретиков происходили уже государственными властями, но по указу духовенства. «Когда нужно было кого-то пытать духовное начальство посылало обвиняемого к светскому начальству».

 

Следующими событиями, приведшими к массовым казням, стали церковная реформа Патриарха Никона (1650—1660), а также церковный Собор (1666), на котором староверов и всех не покоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными «телесной» казни.

 

В 1666 году был схвачен и сожжен старовер-проповедник Вавила. Современник старец Серапион писал по этому поводу: «богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость»

 

В 1671 году в Печенгском монастыре был сожжён старообрядец Иван Красулин.

 

В 1671 — 1672 годах в Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семёнов.

 

В 1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых за колдовство с помощью кореньев. В том же году сожгли старообрядца инока Филиппа, а в следующем, в Черкасске — попа-старообрядца.

 

В 1681 году церковный Собор во главе с патриархом Иоакимом (1674—1690) обратился к царю с просьбой:

Просим и молим соборно Великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении их обращению истинного покаяния явятся противны, святой церкви непокорны, и таких противников бы указал Великий Государь Царь и Великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, отсылать ко градскому же суду и по своему Государеву рассмотрению, кто чего достоин, указ чинить.

 

Вскоре после этого 14 апреля 1682 года были сожжены стараобрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов.

 

22 октября 1683 года светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама. В 1684 году царевна Софья Алексеевна подписала указ «…о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «…с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут…» «…по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь». В этом же году был сожжен старообрядческий проповедник Андроник («Того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь»).

 

Иностранцы свидетельствовали, что на Пасху 1685 года по указанию патриарха Иоакима сожгли в срубах около девяноста раскольников.

 

В. Татищев (1686—1750), русский историк и государственный деятель, писал в 1733 году:

«Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали.»

 

Патриарх Иоаким умер в 1690 году и после его смерти сожжения, до того случавшиеся регулярно, надолго прекратились.

В Российской империи XVIII века

 

В законодательстве Российской империи XVIII века действовала статья Соборного уложения 1649 г. «Будет кто иноверцы какия ни буди веры, или и русский человек возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, или на рождьшую его Богородицу и присно Деву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь».

 

В 1702 году за колдовство и богоотступничество сожгли монаха Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия.

«В следственных материалах по делу Дионисия Грека читаем: «По тем письмам Отца и Сына и Святаго Духа отрицался и крест под пятою носил и призывал в помощь Сатану и бесов, да те письма над питьем чол и для блудного дела девкам пить давал и сам пил». Всему этому безобразию Дионисия Грека научил Дионисий Кобыла. Чтобы убедиться в действенности колдовства, они пошли к бобылю Семену Черному с намереньем склонить к блуду двух его дочерей, напоив их наговоренным вином. Девки со старцами «блудно дело творить не пожелали». Раздосадованный Дионисий Грек даже «бранил матерны» Дионисия Кобылу, «что он по тем письмам имя Божие хулит и Диавола призывает, но по тому его призыву ничего не делаетца». А Дионисий Кобыла оправдывался и приводил примеры, когда заговор сработал и девки на блуд согласились.»

 

29 ноября 1714 года в Москве на Красной площади в срубе сожгли еретика Фёдора Иванова, изрубившего икону. Приговор подписали представители светской власти (члены московской Сенатской канцелярии Я. Ф. Долгоруков и Салтыков). Перед этим 24 октября 1714 года церковный Собор во главе с местоблюстителем патритаршего престола Стефаном Яворским отлучил Фёдора Иванова от церкви, предал проклятию и выдал для казни градскому суду.

 

В 1721 году за богохульство по императорскому указу был сожжён диакон Василий Ефимов, устроивший поддельное чудо, чтобы «были к поданию на устроение церковное преклонны». Священный Синод зачем-то настоял, чтобы сожгли и его уцелевшие после первой казни кости.

 

В 1730 году были сожжены за «богохульство» 19-летний солдат Филипп Сизимин и дворовый Иван Столяр.

 

18 марта 1736 г. в Симбирске за ересь и колдовство был сожжён посадский чиновник Яков Яров, занимавшийся знахарством; интересно, что он был предком В. И. Ленина.

 

15 июля 1738 года публично при участии императрицы Анны Иоановны в Петербурге был сожжён отставной капитан-поручик Возницин по обвинению в переходе в иудаизм вместе с его «совратителем» евреем Борухом Лейбовым.

 

Всего в 1738 году в России состоялось 6 казней через сожжение; казнены были также две женщины (сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули святые тайны — суд сослался на Соборное Уложение 1649 г.) и протопоп Иван Федосьев за богохульство.

 

20 апреля 1738 г. башкир Тойгильда Жуляков за возвращение из православия в ислам был сожжён в Екатеринбурге. Смертный приговор был вынесен Василием Татищевым, бывшим тогда начальником Главной Горной канцелярии: «за то, что, крестясь, принял паки махометанский закон — на страх другим, при собрании всех крещенных татар сжечь…»

 

30 апреля 1739 года за возвращение в ислам была сожжена крещёная 60-летняя башкирка Кисябика (Катерина) Байрясова.

 

Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен Андрею Козицыну в Яренске в декабре 1762 года. Козицын был осуждён за колдовство на «казнь смертную сжением в срубе» при «собрании народа». Однако Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор, поскольку указами Сената от 30 сентября 1754 г. и 14 октября 1760 г. был введён мораторий на смертную казнь; для Козицина смертная казнь была заменена каторгой. Для сравнения, последнее в Европе сожжение живого человека по приговору суда произошло в 1785 г. (Швейцария).

 

Случаи сжигания живьем были и в царствование Анны Иоанновны.

Сожжение заживо

Как видим, практически вся Европа соперничала в числе сожженных на кострах.

 

Общеевропейские масштабы этого вида казни проще всего представить, если вспомнить о том, что некий Труа Эшель в 1576 году заявил инквизиции, что он может сообщить ей имена 300 тысяч колдунов и ведьм. И наконец, еще один поразительный факт: последняя ведьма в истории человечества была сожжена в Камарго (Мексика) в 1860 году!

 

Среди европейских знаменитостей, погибших на костре, - Жанна д'Арк, Джордано Бруно, Саванарола, Ян Гус, Иероним Пражский, Мигель Сервет. Стоит отметить, что даже перед лицом столь страшной казни никто из них не отрекся от своих убеждений. В XX веке сожжение как вид казни применялось в России во время гражданской войны. А. Деникин пишет о расправах большевиков в Крыму в январе 1918 года: “Ужаснее всех погиб штабс-ротмистр Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненного, привели в чувство, перевязали и тогда бросили в топку транспорта корабля. Противники большевиков пользовались порой теми же методами. Так, в 1920 году были сожжены в паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока С. Лазо, А. Луцкий и В, Сибирцев.

Старообрядческая икона: сожжение протопопа Аввакума в срубе
 
Сожжение заживо

В годы Второй мировой войны сожжение заживо применялось германскими нацистами. Так, описывался случай, когда группу осужденных привели в крематорий концлагеря и приказали им раздеться. "Одна из женщин сопротивлялась, не давая себя раздеть. Тогда ее связали, уложили на железные носилки и, так, вдвинули в печь. Послышался сдавленный крик и дверцы захлопнулись". Это был не единственный подобный случай.

Сожжение заживо В ходе войны на Тихом океане, японцы взяли в плен 18-летнюю американку, медсестру Дайану Винтер, ее обвинили в шпионаже и сожгли живьем.

И по сей день осужденных сжигают заживо. К такой смерти их приговаривает не суд, а моральные законы и дедовские обычаи отдельных сообществ. Например, в соответствие с ритуалом «сати» индийская вдова должна принести себя в жертву, взойдя на погребальный костер супруга. Эта практика, опустошавшая Бенгалию и Кашмир в XVIII и XIX веках, сегодня с новой силой возрождается в Раджастане. Количество подобных случаев заставило власти Раджастана в 1985 году принять специальный закон, грозящий смертной казнью всякому, кто будет призывать к выполнению данного обряда. И многих уже казнили на этом основании. Однако давление окружения на вдов столь сильно, что число огненных жертвоприношений не уменьшается. По сведениям «Международной амнистии», Верховный суд Нью-Дели регулярно выносит смертные приговоры тем, кто сжигает молодых вдов.

 

Не стоит забывать, что в самом центре Европы, в Берлине, костры пылали еще в 1813 году, когда казнили двух поджигателей — Йоганна Корста и Фридриха Делица, правда, перед тем как поджечь костер, их удавили. Последние случаи казни на костре были зафиксированы в Анголе: в 1982 и 1989 годах УНИТА живьем сожгла политических диссидентов.

Предыдущая страница | Страница 7 из 7
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Уважаемые вебмастера, Вы на
сайте "Пытки и казни"
работающем на
DataLife Engine.
Текущая версия 9.6.