Сожжение заживо

 Сожжение заживо

Казнь огнем существовала испокон веков. Упоминания о кострах встречаются в письменных и устных сводах законов и обычаев самых древних цивилизаций.

 

Знаменитый кодекс Хаммурапи, названный по имени вавилонского царя, предусматривает сжигание наряду с утоплением и повешением.

 

Книга Законов Ману, или Манавадхарма-шастра, религиозный и гражданский кодекс Индии, упоминает смерть на костре в числе семи других способов казни.

 

В книге хеттов, воинственного народа, жившего в Малой Азии, сожжение фигурирует в качестве основного способа казни. Древний иудейский закон, согласно Левиту, третьей книге Пятикнижия, посвященной отправлению культа, велит предавать огню в крайних случаях - за двоеженство и святотатство.

 

Законы Дракона, автора первого кодекса, составленного в Афинах за шесть веков до Рождества Христова, прославившегося неумолимой суровостью приговоров, предусматривали костер в качестве кары за особо тяжкие преступления. Египтяне, римляне, скифы, галлы и все варварские народы, вторгшиеся в Галлию, казнили на кострах.

 

У инков, как пишет Жильбер Калландро, сжигали всех членов семьи «девы солнца», нарушившей обет целомудрия. Многие историки полагают, что древность и популярность умерщвления огнем, равно как и водой, объясняются религиозным происхождением смертной казни. Огонь и вода вели к очищению, и смертную казнь часто совершали как обряд жертвоприношения. Идея «очищения» продержалась до XVIII века, и все это время обвиняемых в сексуальных преступлениях, колдовстве, ереси и любых проступках против веры сжигали.

  

Казнь Жанны д'Арк в 1431 году.

Один из самых знаменитых костров в истории.

Гравюра Адольфа Паннемакера с картины Феликса Филиппото. XIX в. Частн. кол.

 

 Сожжение заживо

Казнь на костре стара как мир.

Картина. Частн. кол.

  

Для умерщвления огнем, как и для других способов казни, воображение судей породило множество самых изощренных процедур.

 

Галлы сажали осужденных в большие ивовые корзины и поджигали. Подобный способ встречается в Японии XIX века, с той лишь разницей, что осужденного в ивовой корзине ставили на раскаленные угли. Вся «прелесть» такой казни заключалась в метаниях и криках бьющегося в клетке осужденного.

 

Скифы, по словам Геродота, наказывали предсказателей, виновных в лжепророчествах, отправляя их на необычный костер — это была телега, запряженная быками и заполненная вязанками хвороста. Когда огонь разгорался, быки приходили в неистовство и пускались галопом через весь город, наглядно демонстрируя населению, чем чревато неверное пророчество.

 

В древности костры разводили по большей части из смолистого дерева. Греки складывали костер квадратом обычно из тиса, сосны, ясеня. У римлян кострище повторяло форму алтаря, использовались ясень, сосна и другие деревья, присущие разным областям Италии.

 

«Их всех сожгли!»

 

Американский историк Лей в своей «Истории инквизиции» пишет: «Ужасная практика сжигания еретиков заживо была введена в обиход отнюдь не позитивным правом. Законодатель просто адаптировал способ мести, угождая жестокости самого народа».

 

Исторически костер и вправду является всего лишь одной из форм внесудебной расправы, в данном случае при помощи огня. Известно множество историй, подтверждающих этот факт. Так, Гибер де Ножан рассказывает, что в 1114 году в Суассоне «ревущая толпа вытащила еретиков из тюрьмы и, опасаясь духовной знати, мгновенно развела костер, на котором всех их тут же сожгли».

 

Напомним случай, произошедший в греческом Милете (Малая Азия). Городские власти для подавления восстания «бедноты» облили мятежников смолой и подожгли. Совсем недавно, в 1965 году, газета «Тайме» сообщила, что толпа облила нефтью и подожгла нигерийского короля Адесанью.

 Сожжение заживо

Римляне сжигали первых христиан, а Нерону нравилось превращать в живые факелы распятых, обливая их варом и смолой. Римляне устраивали и массовые сожжения «почитателей Христа». Такие костры в Средние века регулярно полыхали в Западной Европе, а также в России, где сжигали членов многочисленных сект, пышным цветом расцветавших на просторах империи.

 

Костры, на которых во Франции казнили колдунов и еретиков вплоть до революции, а в других государствах Европы — до начала XIX века, раскладывали двумя основными способами.

 Сожжение заживо

Первый состоял в следующем: осужденного привязывали к столбу, возвышавшемуся над сложенным костром и обкладывали по колено или по пояс вязанками колючего хвороста. Этот метод был излюбленным у испанской инквизиции — сквозь пламя, вздымающееся в небо, он позволял видеть, как поджаривается осужденный. Многие немецкие, швейцарские и английские судьи тоже отдавали ему предпочтение, поскольку он «сильнее всего способен был поразить воображение» и к тому же позволял, расширив периметр из поленьев и увеличив количество столбов, осуществлять коллективные казни.

 

Однако у данного способа имелись и некоторые неудобства. Так, в Берне в 1509 году внезапно поднявшийся сильный ветер отогнал пламя от осужденных монахов. В результате у них только обуглились ступни, и их пришлось добивать поленьями.

 

Второй метод широко применялся в Англии, Италии и особенно во Франции. Он заключался в том, что осужденного обкладывали вязанками целиком. В труде неизвестного автора XVIII века он описан так: «Когда преступника приговаривали к сожжению, в землю, или в кучу дров, втыкали большой столб, вокруг которого раскладывали костер из поленьев и соломы высотой в человеческий рост.

 

Палач и его помощники оставляли у столба место для осужденного и проход к нему Преступника раздевали догола и надевали на него рубашку, пропитанную серой. Его заводили в центр костра через узкий проход и крепко привязывали к столбу веревками и цепями. Потом свободные места заполняли хворостом и соломой, закрывая человека целиком. Поджигали одновременно со всех сторон, и пламя начинало медленно пожирать жертву». Считается, что при этом способе казни осужденный испытывал меньше страданий, чем при первом, поскольку чаще всего задыхался от горячего дыма еще до того. как пламя подступало к телу. особенно если использовали сырой хворост.

 

 По ритуалу казни часто сопровождались жертвоприношениями.
Гравюра с картины Ле Гершена. XVII в.
Частн. кол.

 Сожжение заживо

 Сожжение заживо

 Сожжение заживо

Тамплиеры, Ян Гус — национальный герой Чехии, и некоторые другие знаменитые осужденные, в том числе Жанна д'Арк, погибли именно в таких кострах. Так что многочисленные картинки, на которых они изображены стоящими на вязанках, — не более чем художественный вымысел. 

 

Считалось, что пламя очищает душу жертв от накопившейся на ней "скверны". Иногда женщин и девушек сжигали обнаженными, чтобы толпа могла удостоверится, что их тело действительно унижтожено пламенем и стало быть, с ведьмами можно справиться. (А может быть это делали и для привлечения еще больших толп к садистскому зрелищу). Так, когда Жанна д'Арк задохнулась от горячего дыма (ее костер был обложен мокрым хворостом), палач отодвинул горящие дрова, чтобы показать обгорелое тело в сгоревшей рубашке, "дабы все узрели, что проклятая еретичка была женщиной, действительно умерла и пламя пожирает ее тело".

 

Этот вид казни действительно пользовался огромной популярностью из-за своей зрелищности, в Античном мире (в Риме) он часто сочетался с предварительным распятием. Так Сенека сообщал, как во время преследований христиан, "Нерон остановил колесницу и в изумруд (Нерон был близорук и использовал шлифованый прозрачный камень, как род лорнета) долго рассматривал обнаженную девушку, чья грудь начинала шипеть от языков пламени".

 

Священник Елеазар на костре.

Гравюра с картины Мартина Ван де Восса.

XVI в. Частн. кол.

 Сожжение заживо  

Увидеть, как она горит снизу

 

О костре Жанны д'Арк стоит рассказать отдельно, поскольку малоизвестные обстоятельства этой казни не имеют аналогов в истории. После того как неправедные судьи по обвинению в «колдовстве, отступничестве, ереси, идолопоклонстве, лжи, прорицании и богохульстве» приговорили Жанну д'Арк к сожжению, в мае 1431 года ее вывели на площадь Старого рынка в Руане.

 

Симон Дайи, официальный городской палач, специально для нее сложил костер особой формы, возвышавшийся на гигантском эшафоте с гипсово-ка-менным основанием, заваленным большим количество дров, чтобы все могли не только видеть пламя на большом расстоянии, но и созерцать жертву снизу.

 

По одним свидетельствам, Жанна уверенно поднялась на помост и, обратившись к народу, заклеймила англичан. По другим — она взошла на костер молчаливо и покорно. Казнь длилась долго. Неизвестный автор труда «Правосудие и французские суды» пишет: «Когда сочли, что огонь, разгоревшийся со всех сторон, уже добрался до храброй девушки и она, скорее всего, задохнулась, но тело ее еще не тронуто, некоторую часть загоревшихся поленьев убрали, чтобы развеять сомнения народа. И когда толпа вдоволь нагляделась на мертвую девушку, привязанную к столбу посреди костра, палач добавил огня...»

 

Англичане посчитали целесообразным столь жестокое отступление от процедуры, единственное в истории казней на костре. Жанна д'Арк обвинялась в колдовстве, в народе ходили слухи, что пламя над ней не властно, и англичане хотели доказать, что выйти невредимой из костра она не сможет.

 

Другое объяснение дает Парижский Обыватель - анонимный обозреватель XV века, который, несмотря на свое прозвище, вероятнее всего был духовным лицом. Некоторые историки отождествляют его с Жаном Шоффаром, каноником собора Парижской Богоматери. Как бы там ни было, он был горячим сторонником бургундцев и их союзников англичан и неоднократно встречался с их военными и политическими предводителями. В его дневниковых записях - бесценном свидетельстве той бурной эпохи — говорится, что идея демонстрации горящей Жанны д'Арк принадлежала самому регенту Бедфорду. Дело в том, что имелась одна проблема.

 

По слухам, осужденная была девственницей, что и подтвердили матроны, коим было поручено проверить сей факт, но вместе с тем суд «установил», что она заключила сделку с дьяволом, чего не могла сделать непорочная дева. Таким образом, если верить Обывателю, Бедфорд вознамерился показать народу, что половые органы Жанны д'Арк горят, а значит, сделка с дьяволом действительно имела место. Отсюда и необычная высота костра - чтобы каждый мог видеть ее снизу.

 

«Он хотел, - пишет Обыватель, -чтобы сгорело платье и жертва осталась нагой, дабы развеять сомнения народа.

 

Пусть на время от нее отведут огонь, чтобы каждый разглядел ее и все то сокрытое, что только возможно и должно быть у женщины. А после этой бесстыдной демонстрации пусть палач посильнее разожжет огонь для этой подлой девки».

 

Учитывая известное пристрастие Обывателя к бургундцам и англичанам, в достоверности предоставленных им сведений можно не сомневаться: даже Мишле приводит их в качестве неоспоримо подлинных.

   
Сожжение заживо
Сожжение заживо

Жуль Леневе.

Жанна на костре

 Сожжение заживо

Художник? Казнь Жанны 

 Сожжение заживо
 Сожжение заживо  

Все это виды так называемого "сожжения на быстром огне". Но существовало и крайне варварское сожжение на "медленном огне". Осужденного привязывали к столбу и вокруг него, на некотором расстоянии от столба выкладывали круг из дров, так что человек оказывался внутри огненного круга и фактически жарился, избегая непосредственного контакта с пламенем. Такой смерти обрекали особенно закоренелых еретиков.

 

Оно активно использовалось во многих странах. Например, персидский царь Дарий II заживо сжег свою мать. Есть и другие свидетельства дохристианской эры об этом виде казни. Но настоящий ее расцвет наступил в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков.

 

Смертная казнь грозила людям за особо тяжелые случаи ереси. При этом если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо.

  
 Сожжение заживо
 Предварительное удавливание осужденной
 Сожжение заживо  

Огонь с четырех сторон

 

И когда от традиционных костров отказывались в пользу маленьких деревянных сараев, сооружаемых специально для казни. Осужденного привязывали в центре постройки, заполняли ее соломой и поленьями, после чего поджигали с четырех сторон. Именно так Хлотарь I в 560 году казнил за предательство своего сына Храмна вместе с женой и двумя детьми.

 Сожжение заживо  

В Бурунди в 1988 году солдаты хуту сожгли тысячи мужчин, женщин и детей тутси. Их загнали в шалаши и подожгли.

 

Напомним, что казнь на костре предусматривала различные варианты: человека могли осудить как на «большой огонь», о котором мы уже рассказали, так и на «малый огонь», дабы продлить страдания осужденного.

 

Сжигать медленно

 

При Франсиске I осужденного привязывали к концу длинной балки, закрепленной на верхушке столба, раскачивая эту балку, человека то опускали в огонь, то поднимали обратно, чтобы растянуть казнь. В основном так предавали смерти военных, таким же образом в Париже казнили кальвинистов.

 

Шаламель в книге «Франция и французы» пишет, что в январе 1536 года шестерых еретиков-лютеран сожгли на «малом огне» следующим образом: «В городе, на пути следования торжественной процессии возвели шесть временных алтарей. На каждой остановке одного еретика привязывали к рычагу, посредством которого его погружали в пламя, вытаскивали и снова опускали, чтобы продлить муки».

  
 Штильке, Герман Антон

Жанна д'Арк на костре.

 Сожжение заживо
 Сожжение заживо   

Мишеля Серве, испанского врача и теолога, по приказу Кальвина сожгли на «малом огне» в Женеве. Каждый житель города обязан был принести полено для поддержания огня.

 

На «малом огне» сожгли множество колдунов и отравительниц, в том числе знаменитую Лавуазен.

 

Во второй половине XVIII века людей все еще сжигали: некая Катрин Э., которая в 1777 году убила, а потом расчленила мужа, умирала в огне шесть часов.

 

Казнь через «сжигание заживо» могла быть дополнена другими муками. Так случилось с чесальщиком шерсти из Мо по имени Жан Клерк. Он осквернил икону, за что его подвергли отсечению ладони, вырыванию ноздрей, выламыванию рук калеными щипцами, отрезанию сосков, надели на голову три раскаленных железных обруча и только после этого бросили на угли.

Сначала палач привязывает осужденного к столбу.

Гравюра. Част. кол.

 

Страницы:
1 2 3 4 5 6 7
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Комментариев 0