Утопление

Утопление

Вода, как и огонь, несет очищение. В христианстве церемония крещения и даже «потоп» — бесспорные тому подтверждения. Казнь водой, вдохновленная суевериями и религиозными верованиями, была широко распространена в большинстве древних цивилизаций, в том числе в «черной» Африке.

 

Одни народы не скупясь проливали кровь, тогда как по обычаям и законам других это дозволялось делать лишь в исключительных случаях.

 

Чтобы избежать святотатства, судьбу виновного предоставляли решать Богу, отдавая его на милость одной из природных стихий. Для этого как нельзя лучше подходила вода: по божьей воле она могла как поглотить, так и пощадить осужденного. 

 

Флориана бросают в воду с камнем на шее.

Гравюра Альбрехта Альтдорфера. XV в. D.R.

 
Утопление От виновных избавлялись, бросая их в Сену. Гравюра. Частн. кол.

В Древней Греции неверную жену пускали на плоте плыть по воле волн. Доберется живой до берега — значит, ее защищают боги. Примером тому может служить легенда о Данае: после того, как она родила Персея, ее отец, царь Аргоса Акрисий, бросил дочь с внуком в море. Течением их вынесло на остров Серифос, живыми и невредимыми.

 

Если иудейский царь Ирод Великий повелел зарезать всех новорожденных в городе и этот эпизод вошел в историю как ночь «избиения младенцев», то Рамзес II, за двенадцать веков до него, желая сократить численность разросшегося «избранного» народа, приказал не убивать новорожденных мальчиков, а бросать их в воды Нила. Именно тогда будущего законоучителя и фактически отца нации подобрала и спасла дочь фараона Хатшепсут. Она назвала его Моисеем, что по-египетски значит «спасенный из вод».

 

УтоплениеЧерез несколько столетий Хлодвиг II так же поступит со своими сыновьями в наказание за то, что восстали против матери Батильды. Принцев посадили на корабль и отпустили плыть по Сене после того, как выжгли им сухожилия, лишив сил и мужества.

 

В древности и Средние века все народы применяли утопление. И не только те, кто жил на побережье Средиземного моря.

 

Закон Ману, древний свод моральных, религиозных и общественных законов индийского общества, предусматривал семь типов умерщвления, в том числе утопление, которым карали тех, кто пробивал брешь в плотине. Утопление встречалось не только у греков и египтян, но и у римлян, финикийцев, карфагенян и даже иудеев.

 

Вспомним слова Христа, донесенные до нас Матфеем: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Возможно, Христос намекал на римское правосудие, по которому в то время осужденных топили с грузом на шее.

 

Практически повсюду топили неверных жен, отцеубийц, предателей, а иногда и воинов, струсивших на поле боя, чтобы их маны вечно бродили в загробном мире и никогда не пристали к берегу.

 

У каждого народа был свой метод. Германцы и галлы предпочитали топить в болотах, а римляне долгое время использовали «казнь в кожаном мешке» (название происходило от слова calleus — бурдюк для перевозки жидкостей). Хотя собственно утопление все же было другой казнью и носило собственное название poenă aquālis.
Описания этого вида казни можно встретить у Светония, описывающего биографию Тиберия:"...осуждённых после долгих и изощрённых пыток сбрасывали в море..."
Тот же Светоний, описывая биографию Августа, упомянул о таком факте:" ...когда наставник и служители его сына Гая, воспользовавшись болезнью и смертью последнего, начали бесстыдно и жадно обирать провинцию, он приказал швырнуть их в реку с грузом на шее..."
А вот как поступал римский полководец Авидий Кассий: «Иногда, сковав вместе по десяти человек, он приказывал топить их в проточной воде или в море». 
Находили выход и в том случае, если водоём был далеко, а хотелось именно утопить. Долго не думали и применяли насильственное погружение осуждённого в воду и удержание его под слоем воды до тех пор, пока он не захлебнётся. 
Гиро упоминает о том, что в домашних условиях топили рабов в колодцах.

 

В Законе двенадцати таблиц V века до нашей эры, в котором были прописаны нормы римского уголовного права, тоже фигурирует утопление. В законе сказано, что тот, кто убил «свободного человека», будет утоплен, его зашьют в кожаный мешок вместе с животным - петухом, обезьяной, кошкой или змеей. Выбор животного был не случаен и глубоко символичен. Мешок нагружали балластом и бросали в воду.

Впрочем, утопление достаточно распространенный вид казни с давних времен. Топили по приговору и без оного. В море по распоряжению Нерона рабы утопили его пасынка Руфия Криспина. Любил топить людей римский император Тиберий, местом подобной бойни он избрал остров Капри. "Отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах, - пишет Светоний, - а внизу матросы подхватывали и дробили баграми и веслами трупы, чтобы ни в ком не осталось жизни".

 

Во времена Тиберия (впрочем, и до и после него) осужденных бросали также в Тибр, не делая исключений для женщин и детей.

Утопление

МЕТОДЫ УТОПЛЕНИЯ

 

Разные народы в разные эпохи топили по-разному. В Германии часто топили в болоте, силой удерживая голову осужденного под водой. В других странах осужденного зашивали в мешок и бросали в море или реку. Во многих заключенного только связывали, а к телу крепили груз — камни, цепи, якоря, даже мельничные жернова. Наконец, англичане и некоторые народы Севера топили, привязывая осужденного в том месте, которое уйдет под воду во время прилива. Благодаря многочисленным спасшимся известно, что при утоплении у казнимого сначала звенит в ушах, покалывает в носу, потом наступает забытье. Повинуясь инстинкту самосохранения, человек судорожно делает предательский глубокий вдох, и вслед за потерей сознания приходит смерть, когда его легкие заполняются водой.

В ряде европейских стран топили, привязывая ноги к рукам и бросая в воду, как показано на рисунке вверху.

 

Тацит пишет, что германцы топили трусов и оплошавших в бою, а также обесчестивших свое тело в грязи и болоте, а сверху забрасывали их валежником. Сообщение Тацита подтверждается позднейшими находками при осушении болот мумифицированных трупов (без доступа кислорода тела хорошо сохраняются); некоторые из них были закованы в цепи, некоторые покрыты слоем кольев или валежника. Среди найденных на 6олотах трупов большинство составляют женские; так что, очевидно, под обесчещением тела подразумевались преступления против целомудрия.

 

В Средние века забытая римлянами практика «упаковки в мешки» снова появилась в Европе, в частности во Франции.

 

В то время римляне привязывали к приговоренным камни, цепи, якоря, мельничные жернова.

 

Христианский мартиролог донес до нас множество примеров. Антиохийского пресвитера Лукиана бросили в море, привязав к рукам тяжелые камни. В Галлии при Диоклетиане Крепиньена бросили в Эну с мельничным жерновом на шее. Пытались утопить святую Кристину Больсенскую. Раньше, при Аврелиане, привязав к якорю, утопили Филомену, дочь правителя небольшой греческой провинции. Не забудем и святого Венсана - в конце III века дьякон Сарагосы погиб с мельничным жерновом на шее. 

 

Утопление Даже папы не были застрахованы от такой казни. Каликста утопили в колодце, а Клемента, преемника Анаклета, бросили в море с якорем на шее по приказу Траяна. Христианские владыки порой следовали примеру язычников. Когда папе Урбану VI во время борьбы с королевой Иоанной Неаполитанской пришлось бежать из Ватикана в Геную, он взял с собой семерых кардиналов и по дороге приказал пятерых из них зашить в мешки, и бросить в море.
Мученичество св. Климента (Бернардино Фунгаи)
Утопление

В средние века среди прочих видов дознания часто употреблялось испытание водой, особенно по отношению к ведьмам. Обвиняемую связывали по рукам и ногам и бросали в воду. Она должна была пойти ко дну, если была невиновна, или остаться на воде, если на ней был грех. В последнем случае ей предстояло быть повешенной только за то, что не утонула. Король Иаков говорил по этому поводу в своей "Демонологии": "По-видимому, Бог указал сверхъестественный признак чудовищного нечестия ведьм в том, что вода должна отказываться принимать в свое лоно тех, кто стряхнул с себя священную воду крещения".

 

Все, кто произносил позорные ругательства, подлежали наказанию. Так дворяне должны были уплатить штраф, а те, кто был из простого народа, подлежали утоплению

Утопление

При таких «вертикальных депортациях», как называл Каррье массовые утопления, пленников часто связывали по трое—пятеро. Гравюра Ипполита де ла Шарлери. XIX в. Частн. кол.

Утопление

В Средние века этой казни по-прежнему подвергали неверных жен, добавив к ним и любовников.

Особенно часто к такой казни прибегали в турецких гаремах, когда неверных жен топили или с грузом или в мешках. Казнь выполнял главный садовник, такая участь ждала женщин из гарема, в чем-то не угодивших султану или за участие в заговоре с целью его свержения. Провинившихся сажали в мешок с камнями и завязывали, после чего клали в лодку. Главный садовник в шлюпке брал лодку на буксир, после чего, отплыв от мыса в Босфор, дергал за буксирный канат, переворачивая лодку и топя женщин. В шлюпке кроме него находился также один из евнухов, который и докладывал о проведении казни.

 

Топили часто и помногу – гаремы были большие, интриги там плелись постоянно. Один султан, например, за участие в заговоре утопил зараз 300 женщин. Но самое массовое утопление было при совершенно сумасшедшем султане Ибрагиме, который решил поменять весь гарем и купить новый. Утопили несколько сотен женщин, из которых одна спаслась – сумела выплыть. Ее подобрал шедшее по Босфору французское судно, женщина потом объявилась в Париже.

Ян Матейка

Утопление в Босфоре

Один водолаз в начале 20 века обнаружил место, где все дно было усеяно мешками, в которых стояли мертвые женщины.
Утопление

Кроме того, топили воров, совершивших убийство, а также больных некоторыми болезнями, например, оспой — от таких принято было избавляться без кровопролития.

 

Маргариту Бургундскую, королеву Наваррскую и супругу Людовика X Сварливого, — как и ее невесток Бланш де Ламанш и Жанну де Пуатье — обвинили в супружеской измене, но благодаря своему положению она не предстала перед судом. Ее тихо удавили в 1315 году. Зато с любовников Маргариты и Бланш, нормандских джентльменов братьев Олнэ, принимая во внимание, что они совершали супружескую измену «в течение трех лет и в самых священных местах», содрали кожу, после чего зашили их в мешки и бросили в Сену.

Утопление

Свод законов Каролина (Германия, начиная с 1521 г.) приписывал утопление, как наказание в двух статьях:


Статья СХХХI.
 
О наказании женщин, убивающих своих детей
 
Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, да будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями. Но дабы предупредить смущение от этого (от подобной казни), Мы разрешаем топить таковых злодеек тем судам, кои имеют подходящие для сего водоемы в своем распоряжении. Однако же там, где подобное зло приключается часто, Мы желаем применения упомянутого обычая погребения (заживо) и побиения кольями ради вящего устрашения подобных жестоких женщин, или же пусть перед утоплением злодеек рвут калеными щипцами соответственно указаниям, полученным от законоведов.


Статья CLIX.
 
О еще более тяжелой опасной краже, совершенной в первый раз путем вторжения или взлома
 
Если вор для вышеупомянутой кражи и днем или ночью влезет или путем взлома проникнет в чье-либо жилище или (хранилище), или отойдет на кражу с оружием, намереваясь поранить того, кто окажет ему сопротивление, то такая кража признается, как указано выше, особо опасной (предумышленной кражей со взломом или вторжением, независимо от того, будет ли эта кража первая или повторная, большая или малаш, и будет ли (вор) встречен или замечен до того или мосле того. Точно так же при краже, совершенной с оружием, предполагается насилие или нанесение ран. Посему в подобных случаях мужчина должен караться повешением, а женщина утоплением или иным путем, сообразно положению лиц и усмотрению судьи, с выкалыванием глаз или отсечением одной руки, или иным подобным тяжким телесным наказанием.

Утопление

<====Казнь утоплением. Гравюра XVII века, опубликованная во «Всеобщей истории». Частн. кол.

 

Множество людей, знатных и простолюдинов, подозреваемых в пособничестве, казнили таким же образом.

 

Говорят, что один из любовников Елизаветы Баварской, Луи де Босредон, тоже закончил свои дни в мешке под водой по приказу коннетабля Арманьяка.

 

Со временем утопление стали использовать для наказания мятежников.

 

Карл VI, всенародный «любимец», использовал утопление против восставших в XIV веке парижан. Фруассар пишет в своей «Хронике»: «И вернулся король в Париж. [...] И пребывали парижане в большом сомнении. [...] Ни единый человек не осмеливался выйти из дома, открыть ставню или окно. [...] Так как многим это стоило больших денег, ибо повелевали вести их в Совещательную палату судей, и там с них вымогали с кого шесть, с кого три тысячи... А еще король вместе со своей Палатой бросали в тюрьму тех, кого хотели утопить».

Утопление

Карл VII так же расправился с некоторыми предводителями Прагерии - мятежа крупных феодалов, названного по аналогии с крупным восстанием гуситов в Праге.

 

Александр Бурбонский, внебрачный сын герцога Жана Бурбонского, прославился своей воинственностью, с которой не только служил Карлу VII, но и опустошал себе на пользу целые провинции. За жестокость его прозвали «живодером». Однажды он встретил короля Карла VII, он поклонился ему, но не встал на колено. Король узнал его, Александр был арестован по приказу Карла VII в 1440 году в Бар-сюр-Об и приговорен к утоплению. Александра засунули в кожаный мешок с надписью: «Дайте дорогу королевскому правосудию» - и сбросили в реку Об.

Незаконнорожденный отпрыск Бурбонов зашит в мешок и брошен в реку. Гравюра с картины Бернардо Кастелло. XVI в. Частн. кол.
Утопление
Миниатюра из рукописи о том же событии
Утопление Казнь утоплением в Констанце. Люцерн. Гравюра. Кол. Монестье.

В 1441 году в Сене утопили англичан. Двадцатью пятью годами позже Карл Смелый, граф де Шароле, приказал утопить в Дюрансе восемьсот нотаблей из Динана, взбунтовавшихся против Бургундского дома. Массовым видом казни утопление стало во Франции. Возьмем, например, повествование о разгроме Льежа Карлом Смелым в 1468 г. Мишле пишет: "Самым ужасным в уничтожении целого племени было то, что это не была резня после приступа, вызванная яростью победителя, а длительная экзекуция. Находящихся в домах людей сторожили, а потом бросали в Мезу. Прошло 3 месяца, а людей все еще топили… Город был сожжен в большом порядке" (Hist. de France, VIII, 148). Его дополняют Анри Монтень, Жан де Труа и Оливье де ла Марш: "Женщин-монахинь насиловали, а потом убивали. Убивали священников перед алтарем… Все пленники, которых пощадили солдаты, были утоплены в Мезе" (Hist. de France, VII, 44). Цена этой расправы - более 50000 человек.

 

Англичане при Генрихе VIII казнили особым способом: осужденный должен был умирать медленно. Во время отлива его привязывали к понтону или свае и оставляли ждать прилива, который постепенно накрывал жертву. 

 

Утопление В Германии топили детоубийц, во Франции католики и протестанты по очереди проделывали это друг с другом. Утопления 1567 года в Ниме, известные под названием Мишелады (они происходили в День святого Михаила), оставили по себе страшную память: протестанты утопили в колодцах сто пятьдесят шесть католиков. В Нидерландах по приказу герцога Альбы еретиков не только сжигали, но и во множестве топили в реках закованными в железные цепи.
Испанская армия применяла утопления во Фландрии. Гравюра. Частн. кол.
Утопление

В XVI веке испанские конкистадоры столкнулись с некоторыми трудностями в своих завоевательных походах и карательных операциях. Берналь Диас дель Кастильо в «Подлинной истории завоевания Новой Испании» рассказывает, что индейцы, захватывая в плен компаньонов Кортеса, Охеды, Писсаро и других, отрезали им головы или топили. В это время в Венеции по указанию дожей приговоренных топили в специально отведенном для этой цели канале Орфано.

 

Неплохой отрывок из фильма "Тайный ход" иллюстрирует эту казнь в Венеции:

Мексиканские индейцы топят конкистадоров. Гравюра Теодора де Бри. XVI в. D.R.
  

По сто человек зараз!

 

Утоплением карали не только за адюльтер, сдачу в плен или военные преступления. Им часто пользовались как практичным и быстрым средством для избавления от неугодных людей. Жильбер Калландро напоминает, как Пьер Строцци, итальянский военный, при Франциске I ставший маршалом Франции, приказал утопить одновременно восемьсот гулящих девок, которые шли за армией, ослабляя воинственный дух солдат и заражая их всяческими болезнями. Утопление произошло чуть выше Анже, в месте слияния Луары и Мена.

 

В то время на другом краю света, в Японии, любили топить пленных в навозной жиже.

 

УтоплениеНикто, за исключением, пожалуй, Нерона и Калигулы, не вложил столько изобретательности и дикости в практику утопления, как Жан-Батист Каррье, которого в 1793 году вид Луары навел на жуткую мысль: именем Комитета общественного спасения избавиться от заключенных и подозреваемых, бросив их в реку. Сначала он грузил осужденных на обычные лодки, из которых их должны были выбрасывать за борт, но люди сопротивлялись, и солдатам приходилось обнажать сабли. Тогда Каррье решил до отказа заполнять осужденными маленькие корабли, которые, перегру

женные, пошли бы ко дну вместе с людьми. Слишком долго и слишком дорого! Заботясь об эффективности, он приказал построить корабли, оснащенные своеобразными люками, которые открывались бы в нужный момент, позволяя сбросить в реку до ста человек одновременно.

 

Во время «вертикальных депортаций», как Каррье называл подобное утопление, заключенных связывали, а тех, кто все-таки пытался выплыть, заталкивали обратно пиками и крюками. Иногда их связывали по двое, мужчину с женщиной, монаха с монахиней. Такая смерть называлась «республиканской свадьбой». Очень быстро Луара покрылась бесчисленными зловонными трупами, которых прибивало течением то тут, то там. Сотнями слетались падалылики, чтобы поживиться человеческим мясом и останками. Жан-Бати-сту Каррье поручили очистить от мятежников Вандею, и он выполнил задание, никого не пожалев. После поражения шуанов он организовал утопление вандейских детей, чтобы «волчата не выросли в волков».

 

 Утопление   

Каррье, как представитель якобинской диктатуры, стал единственным палачом, не щадившим даже беременных женщин. Республиканский врач Гийом-Франсуа Лайенек, дядя знаменитого клинициста, носившего ту же фамилию, писал, что, возглавив военную комиссию по выявлению беременных на «складе» — в месте, куда свозили женщин и детей, — он нашел там агонизирующие тела младенцев — мертвых, умирающих, измазанных экскрементами. Он составил список тридцати—сорока беременных женщин, большинство из которых были на седьмом-восьмом месяце. Когда несколько дней спустя он пошел на осмотр, ему сказали, что их утопили. Одна из них родила прямо на корабле, который собирались затопить. Командуя знаменитым батальоном Марата, за два месяца Каррье утопил около пяти тысяч жителей Нанта и Вандеи. Две тысячи человек погибли за рождественскую неделю, особенно плодотворным оказалось 23 декабря, на которое пришлась смерть восьмисот человек.

 При таких «вертикальных депортациях», как называл Каррье массовые утопления, пленников часто связывали по трое—пятеро. Гравюра Ипполита де ла Шарлери. XIX в. Частн. кол.
 

В XIX и даже XX веке коллективные утопления по-прежнему имели место. Турки подвергали этому греков, русские — китайцев, которых в 1905 году сотнями бросали в Амур, связывая друг с другом косами.

 

До разложения плоти...

 

Существует особая техника казни водой, когда осужденный погибает не от удушья, а от холода. Это один из самых древних способов, упоминание о нем встречается в 320 году в правление императора Лициния. Агрикола, губернатор Каппадокии, осудил на такую казнь сорок солдат элитного «молниеносного» легиона, стоявшего лагерем в Армении, когда солдаты заявили, что хотят принять христианство. Дело было зимой, Агрикола велел бросить сорок мужчин голыми в пруд, частично очищенный от льда. На следующий день Агрикола приказал собрать застывшие во льду трупы, переломать им кости и бросить в огонь. В последующем эту казнь нередко применяли в Афганистане, Персии, Сибири. Немецких заключенных подвергали ей в Советском Союзе во время последней войны. Врачи Третьего рейха применяли ее к заключенным всех национальностей для изучения процессов медленной смерти, которой умирали их пилоты, сбитые над холодными морями.

 

В Японии XVII века некоторых заключенных приговаривали к «вымачиванию» в воде с сильным содержанием серы, постепенно разъедавшей плоть.

 

В 1991 году Ирак провел целую серию утоплений осужденных, которых сбрасывали в Тигр и в Шатталь-Араб, привязав к ногам и шее груз. Потом их тела были выставлены на улицах на всеобщее обозрение.

Наследники термидора и вандемьера, большевики тоже активно пользовались утоплением во время гражданской войны в России. Так, в январе 1918 года, проводя политику террора в Крыму, приговоренных к смерти они бросали в море: "...жертве отводили назад руки и связывали их веревками у локтей и кистей, помимо этого связывали и ноги в нескольких местах, а иногда оттягивали и голову за шею веревками назад и привязывали к уже перевязанным руками ногам. К ногам привязывались "колосники".

 

Есть свидетельства, что позднее подобные расправы применялись в системе ГУЛАГа, когда в морях и больших озерах топили старые баржи с политическими заключенными.

 

И до Сталина в нашей стране широко применяли утопление - Иоанн Грозный топил жен своих врагов, не остановился даже перед такой казнью своей молодой жены, как говорилось в приговоре, "царица до свадьбы спозналась с кем-то и государь повелел отдать ее на волю божью". Несчастную привязали к саням и загнали лошадь в глубокий пруд. При разгроме Новгорода, в 1570 г. По словам К.Валишевского "на главной городской площади было сооружено подобие трибунала, окруженное орудиями пыток. Царь приступил к быстрому суду. Горожан приводили сотнями, пытали, жгли на малом огне с утонченными приемами, затем почти всех приговаривали к смерти и везли топить. Окровавленные жертвы привязывались к саням и их по крутому откосу спускали к быстрине, где Волхов никогда не замерзал. Несчастные погружались в пучину. Младенцев топили, привязав их к матерям. Опричники с пиками стояли на лодках и наблюдали, чтобы никто не спасся". Тот же Иоанн Грозный забрал из монастыря мать своего двоюродного брата Владимира Андреевича, Ефросинью в 1572 г. и приказал утопить.

 

Пленных во время восстания И.Болотникова казнили на Яузе, оглушая ударом дубины по голове и сбрасывая в воду. Аналогично топили в проруби.

 

Вообще на Руси очень любили "сажать в воду" в мешках с грузом. Обычно так расправлялись с членами семьи государственного преступника. По летописям так казнили всю родня Стеньки Разина.

 Утопление  

Обычно узников топили, привязав к ногам или к шее груз, часто накинув на голову мешок. Но практиковали и более утонченные формы казни. Так в местах близких к морю, научились использовать прилив. Жертву привязывали к столбу, установленного с таким расчетом, чтобы прилив полностью накрыл обреченного. Строили также специальные камеры, которые затапливались на полной высоте прилива. Палачам доставляло варварское удовольствие глядеть на тщетные попытки спастись беспомощной жертвы.

 

Можно представить ужас подобной казни, глядя на приведенную выше картину "Княжна Тараканова". Но с ней произошла трагедия во время наводнения, а здесь была замышленная зверская расправа. Каким же надо быть выродком, чтобы наслаждаться, глядя, как мечется обезумевший от ужаса человек, постепенно захлебывается, слушать его вопли.

 Утопление

Когда в 1944 г. нацисты разгромили организацию Сопротивления в одном из портовых городов Франции, то шеф гестапо выбрал следующий вид казни для женщин. Их со связанными руками загнали в сухой док и, пустив воду, медленно утопили. На верхней площадке дока собралась группа приглашенных высокопоставленных чиновников, любующихся редким зрелищем. Также нацисты топили в Черном море советских военнопленных, погрузив их на старые баржи.

По ряду источников в Северном море гестаповцами были затоплены баржи с тысячами норвежских евреев. Так, что отечественные палачи были не одиноки. Во время Интервенции и Гражданской войны в Северном море и Тихом океане были утоплены сотни революционеров. Многие могут вспомнить подобные кадры в фильме "Мы из Кронштадта", один из них приведен ниже.
 

После Гражданской войны на Севере находили десятки подобных подводных кладбищ. Как писал один из ветеранов-водолазов, на одном из подобных захоронений он видел трупы людей, раздувшись от газов разложения, они как бы стояли в воде, удерживаемые в различных позах грузами, в зависимости от того, к какой части тела те были привязаны.

 

Он пишет, что самое ужасное впечатление произвел труп молодой женщины, у которой груз был привязан к ногам, она словно живая стояла под водой, колыхаясь от течения, а над ней развевались ее длинные пышные волосы. Вид этого "кладбища" был настолько жутким, что один из водолазов, участвовавших в ее осмотре, умер от сердечного приступа.

Утопление

КАЗНЬ ВОДОЙ

 

В воду можно не только погружать, ее можно заливать внутрь. Небезызвестная «казнь водой» заключается в следующем: осужденного заставляют выпить устрашающее количество жидкости. Жертву кладут на поперечную балку, растягивая тело. Палач медленно и непрерывно льет воду в воронку, вставленную в горло осужденного, или на ткань, закрывающую рот, препятствуя тем самым его нормальному дыханию. Силясь вдохнуть немного воздуха, жертва поглощает жидкость и медленно захлебывается. Эта казнь применялась когда-то во Франции: девять литров для «малой» пытки, восемнадцать литров для «серьезной или чрезвычайной» пытки.

Пытка водой маркизы де Бренвилье.

Гравюра. Частн. кол.

Случалось, что осужденные умирали, но цель состояла не в умерщвлении, а в получении признания или разоблачении сообщников. Иногда простую воду заменяли соленой или уксусом.

 

Знаменитый герцог Кларенс, Джордж Плантагенет, с разрешения Эдуарда IV получил право на мальвазию (cладкая мадера). Его заставили выпить столько вина, что он умер.

 

Существовал и другой способ, о котором напоминает Ролан де Вильнев, цитируя Светония. Его изобрел Тиберий: человека заставляли много выпить, после чего крепко перевязывали ему член, чтобы он не мог облегчиться.

 

Что же испытывал человек, подвергнутый такой казни? При утоплении смерть наступает от кислородного голодания вследствие механического препятствия поступлению воздуха в легкие. Механизм смерти при утоплении хорошо изучен в экспериментах. Вначале жертва проявляет двигательное беспокойство (произвольные движения с целью спастись, затем начинаются судороги и, наконец, паралич). Дыхание претерпевает ряд последовательных изменений, связанных с проникновение воды в дыхательные пути: глубокие вдохи в момент погружения и затем задержка дыхания, одышка, сначала с затрудненным вдохом, а затем - с выдохом и, как финал, несколько агональных вдохов. Пульс сначала замедляется, затем резко учащается. Субъективные ощущения сходны с таковыми при повешении, та же резкая боль в груди, чувство, что легкие разрываются от недостатка воздуха, круги перед глазами. В среднем смерть наступает через 4-5 минут после полного погружения в воду. Это, конечно, зависит от того, сделал ли приговоренный глубокий вдох перед погружением, насколько он тренирован в нырянии и т.п. Ощущения жертвы я попробовал передать в рассказе Казнь Жасмин.

 

Надо полагать, что этот вид казни еще долго будет сохранять свою популярность, в этом нас заверяют статьи из Руанды и Югославии. Похоже, и у нас скоро может начаться такая печальная статистика, судя по последним событиям.

Комментариев 0