Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Сайт, посвященный истории
пыток и смертной казни, их
эротической составляющей

 
Пытки и казни » Казни » Обезглавливание
на правах рекламы

Обезглавливание

Автор: torturesru от 14-05-2015, 22:47
Обезглавливание

Обезглавливание заключается в перерубании шеи, то есть в отделении головы от туловища. Отсечение части тела – по сути, всего лишь членовредительство, но значение отсекаемого органа таково, что это увечье приводит к немедленной смерти.

 

С точки зрения разнообразия и жестокости методов наказания, обезглавливание всегда считалось «простой казнью». Оно существовало в Азии и на Востоке задолго до христианской эры. Можно даже утверждать, что этот способ возник еще в бронзовом веке одновременно с появлением холодного оружия. Суды в древности приговаривали к обезглавливанию, когда преступление не подпадало под наказание сожжением, удушением или забиванием камнями. Один из дошедших до нас барельефов свидетельствует, что в Египте обезглавливание было известно уже при Рамзесе II.

 

Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных.

Картина Ильи Репина.

1888 г. D.R.

Обезглавливание

Ритуальное обезглавливание известно с доисторических времен, как и палеолитические ритуалы, при которых голову хоронили отдельно от тела. Сохранение головы и/или её отдельное погребение практиковалось различными народами.

 

Племена «охотников за головами» отрубали и сохраняли головы врагов, считая их средоточием жизненных сил побежденных. Широкое распространение веры в то, что голова — вместилище души. Подобное символическое значение придается декоративному использованию скульптурных голов, установленных во многих средневековых храмах (Клонфертский собор, Ирландия). Даже сейчас подобная практика встречается и у вполне цивилизованных народов, так на фото слева показан известный случай, когда непальский солдат из элитного подразделения королевских гуркских стрелков (Royal Gurkha Rifles) отрубил голову убитому боевику Талибана в Афганистане (местечко Babaji в центральной провинции Helmand) и принес ее в рюкзаке на свою базу, чтобы продемонстрировать всем, как он выполняет свой долг.

(источник: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2049987/Gurkha-beheaded-Taliban-soldier-Afghanistan-battle-cleared-return-duty.html#ixzz2SxN7C47t).

 

Владение "кладовой души" имело большое значение для будущего урожая и процветания вообще. Поэтому обезглавливание часто включалось в ритуалы жертвоприношений разничных народов, о ряде таких традиций мы уже говорили в статье: Кровавая жертва или воззвание к небесам?

Палеолитические ритуалы, при которых голову хоронили отдельно от тела.

В ряде культур казнь через отсечение головы считалась привилегией (Греция и Рим), а в Англии эта традиция действует и до сих пор для людей высокого положения.

 

Герберт Кюн в своей книге "Вознесение человечества" (Париж, 1958) отмечает особую важность символики головы. В частности, он отмечает, что обезглавливание тел в первобытную эпоху говорит об осознании человеком независимости духовного элемента, находящегося в голове, от жизненного элемента, представленного телом как таковым. Кюн добавляет, что неолические представления о том, что под внешностью человека скрывается его непреходящая сущность, близки со средневековыми воззрениями. Варианты культов отсеченной головы характерны для очень многих народов по всему миру. Не следует забывать, что существенным было и то, что при обезглавливании проливалась кровь, одно из древних "вместилищ" и символ жизни. (См. Винокуров Н. Практика человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время).

 

В статье Охота за головами, трофеи и расчленение убитых можно почитать дополнительную информацию об "охоте за головами" у разных народов и ее сакральном смысле. Вообще, следует помнить, что расчленение у многих культов было символом "Созидание через разрушение". Четвертование было дикой формой жертвоприношения, в которой людей или животных разрывали, символизируя этим процесс разделения на составные части, который вел к полному обновлению — подобно жатве и сбору зерновых культур. Осирис в Древнем Египте и Дионис или Загреус в Древней Греции являлись богами земледелия, их ритуальные смерть и четвертование символизировали этот процесс, олицетворяют множественность мира явлений в творении, окончательное восстановление изначального единства. В некоторых шаманских ритуалах инициации имитировали четвертование как знак духовного возрождения.

 

Смерть и возрождение при инициации, необходимость смерти индивидуальности перед реинтеграцией и возрождением, две взаимодополняющие стадии дезинтеграции и реинтеграции. Также – единство, уступающее разделению, умножению и дезинтеграции в творении; множество, возникающее из единого. Расчленение тесно связано с жертвой. Расчленение было предварительным условием для воскрешения убитого, так же как и для распускания цветка из его погибшего стебля (трупа).

 

Многие считают, что символизирует расчленение первоначального единства и возникновение множественности явленного мира. Поэтому часто двуполых первовеликанов (Андрогин) убивали божественные существа, расчленяли их и делали строительным материалом для космоса, например Имира у скандинавов. В Скандинавии это был гигант Имир, расчлененный сонмом богов и затем использованный как материал для сотворения мира.

 

Сюда же относится мотив расчленения тела гигантского существа (иногда после победы над ним) и сотворения мира из его частей (ср. Пуруша, Имир, Пань-гу). Единичность такого существа не противоречит определению Вселенной как множества, поскольку оно относится к периоду, когда все имеющиеся существа единичны и именно расчленение дает начало множественности.

 

Обезглавливание

В христианской истории особую роль имеет Пир Ирода или танец Саломеи (Мк., 6:21-28). Ирод устроил пир, на котором танцевала его падчерица Саломея. Он так был восхищен ее танцем, что опрометчиво пообещал выполнить любое ее желание. Иродиада, чтобы отомстить Крестителю, подговорила свою дочь попросить, чтобы на блюде ей принесли его голову. "Царь опечалился", но исполнил обещанное. В средневековом искусстве Саломея может изображаться выполняющей акробатическую стойку на руках.

 

Позже художники изображают ее танцующей, обычно полуобнаженной, хотя на самом деле она танцевала совершенно обнаженной. Часто изображаются музыканты, играющие на флейте и тамбурине. Саломея также изображается стоящей на коленях перед Иродиадой, получая ее фатальные указания; или она танцует, держа над своей головой блюдо с головой Крестителя. Сцена пира иногда объединяется со следующей - обезглавливанием Иоанна. Голова сама по себе на большом плоском блюде - частый сюжет во все периоды, начиная с конца средневековья.

 

Бассано Якопо да Понте.

Усекновение главы Иоанна Крестителя.

2-я пол. XVI в.

 
Обезглавливание

По иудейскому Второзаконию (пятая книга Пятикнижия, краткое изложение Закона Божьего) обезглавливанием карали некоторые виды преступлений.

 

Когда правитель Иудеи Ирод Антипа пообещал своей племяннице Саломее, дочери тетрарха Галилеи Ирода Филиппа, любую награду за танец и она потребовала у него голову святого Иоанна Крестителя, того обезглавили по действовавшим в царстве установлениям.

 

Обезглавливание святого Иоанна Баптиста

Караваджо 1608

Музей св. Иоанна (Saint John Museum), La Valletta.

Обезглавливание

В Риме «смерть от железа» почти сразу стала прерогативой аристократии. Христиан обычно отдавали на растерзание хищникам или распинали, за исключением римских граждан, которых обезглавливали.

 

Так, Цецилия, впоследствии причисленная к лику святых, и ее муж Валер были родом из знатных патрицианских семей, и им отрубили головы. Неумелый ликтор не смог с трех раз отрубить голову Цецилии. По закону запрещалось наносить больше трех ударов, и палач оставил ее истекать кровью. Молодая женщина умирала три дня.

 

Римская патрицианка святая Фелиция воспитала семерых сыновей в христианской вере. На нее донесли, она отказалась отречься и была приговорена к смерти вместе со всеми своими детьми: троих, как и ее саму, обезглавили.

 

Наиболее, все-таки, известна казнь св. Екатерины Египетской, во многом благодаря знатности девушки и ее красоте. Ее судьба и, особенно, казнь стали сюжетом для многих картин и статуй.

 

При допросе Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в язычестве. Приглашенные императором мудрецы со всей империи пытались переубедить её, но святая Екатерина сама обратила их в христианство вместе с несколькими членами императорской семьи и представителями римской аристократии.

 

Под угрозой колесования ей предложили отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Император вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху - Христу и с молитвой к нему сама положила голову на плаху под меч палача.

 

В картинах подчеркивалась красота Екатерины, которую чаще всего изображали полуобнаженной.

 

Другой известный пример – история святых мучеников братьев Иоанна и Павла, которые служили в охране при дворе Констанции, дочери императора Константина. Когда Юлиан Отступник взошел на трон, они отошли от дел. Их осудили на смерть за христианскую веру, но они были римскими гражданами и потребовали, чтобы суд состоялся в Риме. Обоих обезглавили ночью: император боялся, что публичная казнь вызовет беспорядки в Риме.      

Гверчино (Guercino)

Казнь святой Екатерины Александрийской

 Обезглавливание

Mattia Preti (1613-1699)

Казнь святой Екатерины

Обезглавливание

Guido Reni (1607)

Казнь святой Екатерины

Обезглавливание

Francisco Ribalta (1565-1628)

Казнь святой Екатерины

Обезглавливание 

Подобрал нужную информацию из разных источников: Светоний "Жизнь 12 цезарей", Плутарх "Римские вопросы" и "Сравнительные жизнеописания", Тацит "Анналы" , а также много интересной инфы из книги Г.И.Тираспольского "Беседы с палачом Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме".

 

Итак, рассмотрим обычные казни:

 

1. Обезглавливание (animadversio = decollatio) имело две технические разновидности:

 

1) обезглавливание мечом (animadversio gladio);

2) обезглавливание секирой, топором (percussio secūri).

 

Круг правонарушений, которые карались обезглавливанием, в источниках по истории римского права не очерчен.

Обезглавленный ребенок. Китай.

1943 г.

Фото «Кейстон».

Обезглавливание 

По свидетельству античных историков, умерщвление топором высших сановников считалось в Древнем Риме позорной казнью. Согласно Плутарху, основатель древнеримской республики Луций Юний Брут именно такой расправе подверг своих сыновей за их участие в предательском заговоре. Почему же казнь с применение топора считалась римлянами позорной? Ответ прост: топор применялся ими для умерщвления жертвенных животных.

 

Казнимых обезглавливанием также часто привязывали или приковывали к столбу. По некоторым сведениям, иногда на шею им надевали вилообразную колодку (по-латыни furca).

 

Накрыв голову преступнику, палач сначала его сёк и только после этого казнил (с I в. до н. э. накрывание и закутывание головы преступника было отменено). Накрывание головы жертвы — древний обычай соблюдавшийся римлянами и при совершении самоубийства.

 

Римляне отрубали головы плененным воинам вражеских армий.

Гравюра. XVIII в.

Частн. кол.

Обезглавливание

 

 

 

 

Были обезглавлены святой Плацид, святая Люция, святой Кристоф и десятки других христианских мучеников.

 

Даниэль-Ропс в «Истории Христианской церкви», цитируя одного древнего автора, рассказывает, как однажды число «праведников», то есть христиан, которым предстояло перерезать горло, ужаснуло палача, опасавшегося, что его рука и меч могут не выдержать. Палач выстроил мучеников в ряд, «чтобы в яростном порыве рубить головы жертв одну за другой. Он придумал эту систему, чтобы не делать пауз в своей кровавой работе, ведь если бы он наносил удары, не сходя с места, нагромождение трупов стало бы ему помехой».

 

В правление императоров-христиан обезглавливание стали применять чаще, заменив им распятие, оставленное в память о мучениях Христа.


 

Альтдорфер Альбрехт

Казнь св. Екатерины

Некоторые «отсекатели» вошли в историю своей приверженностью к этому виду казни. Так, Карл Великий, «обращая» саксонцев, обезглавил в Вердене более четырех тысяч человек.

 

Ричард Львиное Сердце в Святой Земле лишил голов две с половиной тысячи мусульман под тем предлогом, что выкуп за них заплатили недостаточно быстро.

 

В 1698 году Петр I приказал обезглавить несколько сот взбунтовавшихся стрельцов. Он и его приближенные собственноручно казнили десятки человек.

 

Во Франции герцог де Гиз, пленивший почти всех сторонников Годфруа де Ла Реноди, приказал обезглавить несколько десятков протестантов в Амбуазе.

 

Но «пальма первенства», если можно так выразиться, принадлежит китайскому императору Цинь Ши-хуанди, строителю Великой стены, который в 234 году до нашей эры приказал отрубить сто тысяч голов, дабы укрепить свою власть.

 

Обезглавливание

Практика усекновения голов существовала и в Африке. В XIX веке некий Эшар, которого цитирует Ролан Вильнев, был приглашен на коронацию короля Беганзина в Дагомее и оставил подробное описание действа: «Меня усадили на высоком помосте, напротив которого были выложены ряды человеческих голов. Вся земля на площади пропиталась кровью. Это были головы пленников, над которыми вволю поупражнялись заплечных дел мастера…

 

Этим дело не кончилось! Принесли двадцать четыре большие корзины, в каждой сидел живой человек. Корзины поставили перед королем, а потом одну за другой сбросили с помоста вниз на площадь, где танцевала, пела и вопила жаждавшая крови толпа […] Любой дагомеец, которому повезло схватить жертву и отрезать ей голову, мог тут же обменять ее на связку раковин […] В конце церемонии привели еще три группы пленников: им отрезали головы зазубренными ножами, чтобы продлить мучения».

Обезглавливание 

Семьсот казней в год

 

Напомним, что холодное оружие использовалось не только для быстрого и окончательного перерубания шеи. На Востоке и в Азии, главным образом в Индии, Китае и Персии, его применяли для предсмертных пыток.

 

Человеку сначала наносили довольно глубокие раны или «надрубали» шею, а умерщвляли, медленно отпиливая голову мечом. Острое лезвие совершало бесчисленное множество возвратно-поступательных движений, постепенно погружаясь в плоть под тяжестью собственного веса.


 

Казнь графа Эгмонта. Зачастую одного удара оказывалось недостаточно.

Гравюра Берже. Частн. кол.

В Европе обезглавливание никогда не являлось пыткой и осуществлялось примерно одним и тем же способом. Все европейские летописи содержат многочисленные описания таких казней.

 

В Англии, России и многочисленных немецких княжествах головы рубили топором, во Франции, Италии, Испании – мечом. Арабы предпочитали саблю. В общем, можно сказать, что северные страны предпочитали топор, латинские – меч.

 

В Англии, в правление Генриха VIII, происходило более семисот казней в год, две трети совершались топором. Сам монарх не колеблясь отправил на плаху двух из шести своих жен – Анну Болейн и Катерину Говард.

 

В 1554 году по приказу Марии Тюдор топором отрубили головы семнадцатилетней принцессе Джейн Грей, ее мужу и отцу. В 1587 году топор лишил жизни Марию Стюарт, королеву Шотландии, обезглавленную в тюрьме по приказу своей кузины Елизаветы I. И опять-таки топором в 1649 году на площади перед Уйатхоллом казнили Карла I Стюарта.

 
Обезглавливание

По преданию, перед казнью Джейн дозволили обратиться к узкому кругу присутствовавших и раздать немногие оставшиеся при ней вещи своим спутникам. Молитвенник с предсмертным письмом, предназначенный для передачи сёстрам, достался коменданту Тауэра Джону Бриджесу, перчатки и платки — Элизабет Тилни, прислуживавшей Джейн в заключении.

 

В последний момент, после того, как палач по традиции попросил у жертвы прощения, силы покинули Джейн. С завязанными глазами она потеряла ориентацию и не смогла самостоятельно найти дорогу к плахе: «Что теперь делать? Где она [плаха]?» (англ. What shall I do? Where is it?). Со слов Коммендони, никто из спутников не решился подойти к Джейн, и к плахе её привёл случайный человек из толпы.

Поль Деларош (Paul Delaroche)

Казнь Джей Грей. 1833

 Обезглавливание

В этих обеих казнях хорошо видна излюбленная в те годы в Англии низкая плаха.

 

Хотя, на приведенной ниже иллюстрации к книге 'Theatrum Crudelitatum Haereticorum Nostri Temporis' (Театр жестокости еретиков в наше время) Ричарда Вестергатена (Richard Verstegan), изданной в 1587, сочли такое лежачее положение унижающим величие королевы-мцченицы и поместили ее перед высокой плахой, хотя это и противоречило реальной ситуации.

 

Казнь Марии Стюарт
Обезглавливание
Казнь Марии Стюарт
Обезглавливание

Существуют две различные формы обезглавливания - мечом и топором.

 

При использовании меча отпадала необходимость в плахе, приговоренного обычно ставили на колени, если же он был низкого роста, то оставляли стоять и в Германии женщинам иногда позволяли сидеть на стуле.

Обезглавливание 

 

Обычный меч палача был в длину 48 дюймов (1200 мм) и примерно полдюйма (65-70 мм) шириной с рукоятью, длина которой была достаточна для захвата обеими руками для придания удару максимальной силы. Чуть подробнее об европейском мече в статье: Обезглавливание и оружие палача.

В Саудовской Аравии используется традиционный арабский меч - скимитар (scimitar), примерно 1000 - 1100 мм длиной.

 

Когда использовали топор, то была необходима плаха, часто ее край заостряли, для более удобного расположения шеи. Применялось 2 вида плах - высокая (примерно 18 - 24 дюйма, 450 - 600 мм высотой), когда узника ставили на колени перед ней и заставляли наклониться, так что шея лежала на крае вершины плахи. Высокая плаха и топор, которыми был обезглавлен лорд Ловатт показаны в Музее Лондонского Тауэра.

 

Ряд стран применял низкую плаху, когда приговоренный лежал на животе и клал шею на низкую деревянную колоду, всего несколько дюймов высотой. Так в частности был казнен Карл I в Уайтхолле в 1649.

 

Также известны 2 типа топоров - традиционный, широко распространенный в Англии с лезвием 1 фут и 4 дюйма высотой (500 мм) и 10 дюймов шириной (250 мм) с длинным топорищем в 5 футов и 1 дюйм длиной (1625 мм). В ряде местностей Германии использовали топор, похожий на увеличенный резак мясника, рукоять которого была также приспособлена для захвата 2 руками.

     
 Казнь трёх братьев Бронкхорст ван Батенбург в числе 18 дворян, казнённых за четыре дня до казни Эгмонта и Горна.
Обезглавливание 
 Обезглавливание

Луи Галле.

Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна.

1851 г. Турне, Музей.

 
Обезглавливание 

Обезглавливание мечом (т.н. мечное сечение), что в Европе, что на Востоке считалось самой благородной смертью (фактически не столько казнью, сколько смертью от боевого оружия). Надо сказать, что подобная казнь требовала очень высокого мастерства от палача, поскольку в отличие от удара топором из-за головы, где было главным смотреть прямо на шею и по стуи топор перерубал любую, то при ударе мечом требовалось подойти лезвием с очень высокой скоростью параллельно подбородку и земле. В противном лучае или не отрубалась голова с первого удара или жертве можно было снести подбородок.

 

Обезглавливание  Кроме того такая казнь требовала и достаточно высокого мужества и самообладания и от жертвы, которо, вместо того, чтобы лежать на плахе, с зачастую фиксируемой за волосы головой, требовалось держаться прямо и фактически стараться вытянуть шею.
Обезглавливание 22 июля 1908 года в городской тюрьме Фрейбурга, в Саксонии, была казнена 18-летняя дочь мэра города Грета Бейер. Этот случай получил широкую известность благодаря полу, возрасту и красоте казненной, ее положению в обществе и сути преступления. Она была очень красивой девушкой из богатой семьи, окруженной всеобщей любовью.
 

Для своих молодых лет Грета весьма искусно спланировала и осуществила убийство своего жениха - инженера Проффлера. На суде она призналась, что вечером пришла в дом жениха, всыпала цианистый калий в напиток, который смешивала для него и, чтобы убедиться в его смерти, выстрелила ему в голову из его же револьвера. Затем она бросила револьвер рядом с убитым, положила в ящик его стола поддельное завещание в свою пользу и, также фальшивое, прощальное письмо жениха, в котором тот будто бы писал, что запутался в любовных интригах и уходит из жизни, чтобы не потерять ее любовь. В добавление к этим бумагам девушка также принесла поддельное письмо от итальянской любовницы Проффлера, в котором та обвиняла его в измене и угрожала все рассказать Грете.

 

Эти фальшивки были столь искусно выполнены, что ввели в заблуждение полицию, которая поверила в версию самоубийства. В результате Грета к своей красоте и молодости добавила свободу и финансовую независимость, обретенную благодаря приличному наследству Проффлера.

 

Но всего этого Байер вскоре лишилась, когда намекнула о совершенном преступлении в любовной записке своему новому возлюбленному. Грета попала под подозрение только через месяц, когда он был арестован за совершенное ранее преступление.

 

Грета была осуждена к смертной казни. Для ее осуществления в тюрьму приехал облаченный в черную визитку палач с длинным футляром для топора в руках. В 5 часов утра Грету Байер, также одетую в черное, со связанными за спиной руками вывели из камеры и привели в специальный зал, где ее уже ждали палач и несколько официальных лиц. Окончив молиться, Грета опустилась на колени и положила шею на край высокой плахи, стоявшей в центре зала. Подручный палача удерживал ее в этом положении за волосы, а палач поднял топор и одним ударом отсек осужденной голову.

 

 

Страница 1 из 2 | Следующая страница
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

Уважаемые вебмастера, Вы на
сайте "Пытки и казни"
работающем на
DataLife Engine.
Текущая версия 9.6.